Вступление Человек стремится к единению с природой, Создателем, вечностью. Когда подобное невозможно в реальности, он мечтает. Об этом – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
Слайд 5
Композиция. 1 часть Композиция произведения Лермонтова довольно проста: оно
состоит из двух частей. Первая часть – картины тарханской
природы, расположенные по принципу убывающей градации: взгляд скользит как бы сверху (поле, лес), затем всё ближе стремится к земле, останавливается на частностях, которые можно увидеть лишь при ближайшем рассмотрении: «малиновая слива», «ландыш серебристый», «студёный ключ».
Слайд 6
Использование изобразительно-выразительных средств в 1 части Использование эпитетов (серебристый,
делает картины природы зримее, ярче. Вспомним, что Лермонтов был не только блестящим поэтом, но и замечательным художником. Стихотворение необыкновенно красочно: используются и жёлтый, и малиновый, и серебряный, и золотой цвета.
Слайд 7
Композиция. 2 часть. Особенности синтаксиса. Тропы и фигуры Вторая
часть – о состоянии лирического героя. Она занимает четыре
строчки из 16 строк всего стихотворения, но является его центром. С синтаксической точки зрения мы можем охарактеризовать это стихотворение как одно сложноподчинённое предложение с придаточными условными. О чём же говорится в последнем четверостишии? Метафоры следуют одна за другой по принципу возрастающей градации: смиряется души тревога, расходятся морщины на челе, счастье я могу постигнуть на земле, в небесах я вижу Бога.
Слайд 8
Идея. Стихотворный метр Удивительно то, что в реальной жизни
пейзаж, нарисованный Лермонтовым, увидеть нельзя, так как не могут
встретиться одновременно желтеющая нива, малиновая слива и цветок ландыша.
Слайд 9
Но приобщение к лермонтовскому поэтическому миру – всегда
приобщение к тайне. Мир открывается перед человеком во всём
его многообразии, природа оборачивается к нему, недаром ландыш «качает головой» – и человек счастлив. Это и есть идея стихотворения. Шестистопный ямб с пиррихиями создаёт раздумчивую интонацию.