Слайд 2
По страницам жизни
Клюев Николай Алексеевич (1884-1937), русский поэт.
Родился 10 (22) октября 1884 в селе Коштуг Вышегородского
уезда Олонецкой губернии, одной из глухих деревень русского Севера, в крестьянской старообрядческой семье традиционно крепкого морального закала, что оказало большое влияние на характер и творчество будущего поэта.
Слайд 3
По страница жизни
От своей матери, Прасковьи Дмитриевны, унаследовал
любовь к народному творчеству - к песням, духовным стихам,
сказам, преданиям. Она же научила его грамоте.
В 1893-1895 учился в церковно-приходской школе, много занимался самообразованием. Затем перешел в двухклассное городское училище, после окончания которого в течение года учился в Петрозаводской фельдшерской школе.
Слайд 4
«Где вы, невинные, чистые, смелые духом борцы…»
В 16
лет, надев на себя вериги, ушел «спасаться» в Соловки,
затем подвизался в роли псалмопевца Давида в раскольничьем «корабле».
Слайд 5
Печататься начал с 1904 г., в 1905 стихи
появляются в московских коллективных сборниках «Прибой» и «Волна». В
начале 1906 г. был арестован за «подстрекательство» крестьян и «агитацию противозаконных идей». Полгода сидел в Вытегорской, а затем Петрозаводской тюрьмах. Бунтарские идеи Клюева имели под собой религиозную (близкую к сектантству) основу: революция представлялась ему наступлением Царства Божьего, и эта тема — лейтмотив его раннего творчества.
Слайд 6
После освобождения продолжал нелегальную деятельность, сблизился с революционной
народнической интеллигенцией (в том числе познакомился с сестрой поэта
А. Добролюбова — Марией Добролюбовой, «мадонной эсеров», и поэтом Л. Д. Семеновым). Новые знакомства привели его на страницы столичного журнала «Трудовой путь», вскоре запрещенного за антиправительственную направленность.
Слайд 7
Осенью 1907 г. Клюев был призван на военную
службу, но, следуя своим религиозным убеждениям, отказался брать в
руки оружие; под арестом его привозят в Петербург и помещают в госпиталь, где врачи находят его негодным к военной службе, и он уезжает в деревню. В это время он завязывает переписку с А. Блоком (проблема отношений интеллигенции и народа — с разных полюсов — занимала обоих, и это общение было обоюдно важным и значимым).
Слайд 8
Блок способствовал появлению стихотворений Клюева в журнале «Золотое
руно», позже Клюев стал сотрудничать с другими изданиями —
«Современником», «Нивой», «Заветами» и пр. Особенно часто в 1910-12 гг. печатается Клюев в журнале «Новая земля», где ему пытаются навязать роль выразителя «нового народного сознания», проповедника и пророка, чуть ли не мессии.
Слайд 9
Осенью 1911 г. в Москве вышел первый сборник
стихов Клюева «Сосен перезвон», на который откликнулись практически все
влиятельные критики, единодушно расценивая книгу как событие в литературной жизни. В это время Клюев становится известен в писательских (и даже богемных) кругах, участвует в заседаниях «Цеха поэтов» и в изданиях акмеистов, посещает литературно-артистическое кафе «Бродячая собака»; вокруг его имени складывается атмосфера повышенного любопытства, ажиотажного интереса, и знакомства с ним ищут самые разные люди.
Слайд 10
Сборник« Сосен перезвон»
Это были стихи о Руси, о
русском народе, благостном и кротком. Русская деревня в стихах
Клюева рисовалась благодатным “избяным раем”. Думы крестьян в его стихах — о нездешнем и неземном, в “перезвоне” сосен им слышатся перезвоны церковных колоколов, зовущие в “жилище ангелов”.
Клюев резко противопоставляет современному “миру железа” патриархальную деревенскую “глухомань”, идеализирует вымышленную старую благостную, сытую деревню, ее “избяной” быт с расписными ендовами, бахромчатами платами селян, лаковыми праздничными санями. Для него “изба — святилище земли // с запечной тайною и раем”.
Слайд 11
В 1915 Клюев знакомится с Есениным, и между
ними возникают близкие отношения: в течение полутора лет они
выступают совместно и в прессе, и на чтениях, Клюев становится духовным наставником молодого поэта, всячески ему протежирует. Вокруг них собирается кружок «новокрестьянских» писателей, но попытки организационно закрепить содружество не приводят к созданию долговечного и прочного объединения (общества «Краса» и «Страда» просуществовали лишь несколько месяцев).
Слайд 12
Клюев и новокрестьянская поэзия
В 1915-1916 Николай Клюев —
глава новокрестьянских поэтов .В 1916 выпустил посвященный событиям военных
лет сборник «Мирские думы», содержащий главным образом стихи, близкие народным плачам и причитаниям. В 1917-1918 поэта поддерживала литературная группа «Скифы», в ее одноименном альманахе Клюев в эти годы опубликовал циклы «Земля и железо», «Избяные песни» (посвящен матери, «былиннице» и «песеннице»).
Слайд 13
В 1919г. выходят книги «Медный кит», двухтомник «Песнеслов»
(избранное за прежние годы и новые стихи) и в
1922 его лучший прижизненный сборник — «Львиный хлеб».
Слайд 14
В 1928 г. выходит последний сборник Клюева «Изба
в поле», составленный из уже печатавшихся стихов, все, что
было написано им в 30-е гг., в печать не попадало.
В 1934 г. Клюев был арестован в Москве, выслан в Томск. Мучительно переживая свой вынужденный отрыв от литературы, он писал: «Не жалко мне себя как общественной фигуры, но жаль своих песен-пчел, сладких, солнечных и золотых. Шибко жалят они мое сердце».
.
Слайд 15
«Есть две страны, одна – больница, другая –
Кладбище…»
5 июня 1937 полупарализованный Николай Клюев был арестован в
Томске «за контрреволюционную повстанческую деятельность».
Сибирское НКВД сфабриковало дело о церковно-монархической организации «Союзе спасения России», готовившем якобы восстание против советской власти, в котором роль одного из вождей приписывалась Клюеву.
Между 23 и 25 октября 1937 Николай Клюев был расстрелян
Слайд 16
«Ты долго, Русь, ждала предтечу...»
Б. Богомолов
«Теперь любовь моя
не та...»
С.А. Есенин. Посвященное Николаю Клюеву
Ты сердце выпеснил избе,
Но
в сердце дома не построил.
И тот, кого ты ждал в ночи,
Прошел, как прежде, мимо крова.
О друг, кому ж твои ключи
Ты золотил поющим словом?
Тебе о солнце не пропеть
В окошко не увидеть рая.
Так мельница, крылом махая
С земли не может улететь.
Слайд 17
«В златотканные дни сентября»
В златотканные дни сентября Мнится
папертью бора опушка. Сосны молятся, ладан куря,
Над твоей опустелой избушкой.
Ветер-сторож следы старины Заметает листвой шелестящей. Распахни узорочье сосны, Промелькни за березовой чащей!
Я узнаю косынки кайму,
Голосок с легковейной походкой...
Сосны шепчут про мрак и тюрьму,
Про мерцание звезд за решеткой,
Про бубенчик в жестоком пути,
Про седые бурятские дали...
Мир вам, сосны, вы думы мои,
Как родимая мать, разгадали!
В поминальные дни сентября
Вы сыновнюю тайну узнайте
И о той, что погибла любя,
Небесам и земле передайте.