Слайд 2
Борис Иванович Новосельцев родился в 1939 г.
в
Новосибирске, в семье военнослужащего
Судьба его
(и жизненная, и литературная) складывалась очень нелегко.
Борис Новосельцев родился 5 июля 1939 года в Новосибирске. Здесь же окончил школу, Новосибирский авиационный техникум. Служил в армии в Белоруссии. Демобилизовавшись, поступил в Белорусский государственный университет. Но однажды судьба круто изменилась и... (теперь уже бывший студент) Борис Новосельцев отправился по приговору суда «в места не столь отдаленные». Туда он возвращался еще дважды...
Нет-нет,
Да и вспомнятся годы,
Прошедшие, будто во мгле,
Средь мрачной и дикой природы,
На Богом забытой земле...
Земля из-под ног уходила,
И все же совсем не ушла.
И как только вынесло сердце,
Ведь так леденело в пургу,
Что я до сих пор отогреться
Нигде и никак не могу.
Слайд 3
«Одна, но пламенная страсть»
И, как знать,
возможно, лагеря так бы и остались на всю оставшуюся
жизнь постоянным местом его прописки, если б не увлечение литературой, переросшее в «одну, но пламенную страсть». Там, на «зоне», Борис Новосельцев начал писать стихи. Там же возникли и первые его прозаические замыслы. И эта неугасимая страсть к литературному творчеству стала той спасительной соломинкой, которая помогла будущему писателю навсегда вырваться из мира за колючей проволокой...
Стихи, написанные в этот период, вошли в сборник статей и рассказов о заключённых, тюрьмах и лагерях «Дорога дальняя, казенный дом...».
Дорога дальняя, казённый дом... : сборник. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 382 с. : 8 л. Ил.
Слайд 4
Стихи из сборника
«Дорога дальняя, казённый дом»
Юность
Мне ещё
далеко до последней листвы,
Иль до первой капели, что станет
последней.
Далеко до снегов облетевших с моей
головы,
До оставленных мною кому-то наследий.
Я ещё не раздал света любящих глаз
Одиноким, уставшим или просто ненужным.
Я ещё не устал от заученных фраз,
Не устал видеть звезды в сентябрьских
лужах…
Лето
Убывает лето —
Даже и не верится порой.
Вот они,
Бесшумны, неприметны,
Годы мои, ставшие судьбой.
Если их собрать,
То будет ворох —
Торопливых,
Сложных и простых.
Есть там и такие, от которых
Уберечь хотел бы я других.
Явственно и четко, как на сцене,
Годы чередой — за рядом ряд.
Лишь теперь я точно знаю цену
Жизни той,
Что не вернуть назад.
Читайте подборку стихов на сайте
Слайд 5
Работа
Долгое время Борис
Новосельцев работал на Новосибирском кожевенно-обувном комбинате (нынешний КОРС) начальником
одного из цехов. Впоследствии был ответственным секретарем Сибирской писательской ассоциации. А параллельно много и увлеченно писал: и стихи, и прозу, которые шли у него, что называется, рука об руку.
Слайд 6
Дебют в печати
В печати
в качестве поэта дебютировал в 60-е годы. Первая публикация
- стихи в минской газете «Знамя юности» в 1965 г. Затем в начале 1970-х годов стихотворные подборки Бориса Новосельцева появляются в журналах «Юность» и «Сибирские огни», а позже и в различных коллективных сборниках.
Слайд 7
И только спустя годы появятся его полновесные сборники
стихов для взрослых: «Непокой» (1977), «Случайные стихи» (1993) и
«Стихотворения» (1994), в которые вошло все лучшее, написанное им.
Стихи для взрослых
Новосельцев, Борис Иванович. Стихотворения / Б. И. Новосельцев. - Новосибирск : Сибирская писательская
ассоциация, 1994. - 192 с. - (Библиотека "Литературной Сибири").
Слайд 8
Поэт он очень многогранный
Гражданственные
мотивы задают тон в поэзии Бориса Новосельцева. Вместе с
тем поэт он очень многогранный: и остросоциальный, хлесткий сатирик, и детский поэт, и прекрасный лирик. Да и тематика его стихов достаточно разнообразна.
Писал Новосельцев о военном детстве, корнях и истоках своих, о природе, любви, в том числе о самом прекрасном ее роде - любви к матери:
* * *
После смерти
цветущей весной,
Как того она очень хотела,
Мама стала травой-муравой
И черемухой белой-пребелой.
И когда я наведаюсь к ней,
На меня, добродушно и прямо,
Чуть вздыхая о жизни моей,
Смотрит каждым растением мама.
«Ах, сынок, перестань горевать, -
Слышу голос ее над могилой, -
Кем была я - мне больше не стать,
А тебе жить на свете,
мой милый.
Как отбродит в стволах моих сок
И сентябрьский лес станет редок,
Приходи угощаться, сынок,
Спелой ягодой с маминых веток».
Слайд 9
Стихи – поэтические портреты
Но о чем бы ни
заводил разговор в своих стихах поэт, он никогда не
был отвлеченно-созерцателен. Каждое его стихотворение наполнено конкретным жизненным материалом. Чаще всего по форме это поэтические портреты, в которых точно и рельефно схвачен определенный человеческий тип с его судьбой и характером и судьбой. Как, например, дед из одноименного стихотворения, которого «два раза раскулачивали», мать, которую «называли кулачкой на стройке в тридцатых годах», а она «всю смену за тачкой, как лошадь, до дрожи в ногах», или «дядя Гриша одноногий», оставивший вторую ногу «у рейхстага за углом»...
Нередко это - жанровые сценки, зарисовки, обнажающие определенные социальные срезы. Через такого рода «картинки» и рассказы о человеческих судьбах Борис Новосельцев, стремился воссоздать противоречиво-сложный образ эпохи в ее исторической протяженности.
Слайд 14
Первая книжка стихов для детей
В 1986 г. вышла
детская книжка «Мне купили самолет», изданная Западно-Сибирским книжным издательством.
Новосельцев, Б. И. Мне купили самолёт: [стихи для дошк. и мл. шк. возраста] / Борис Новосельцев; [худож. С. Калачёв]. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1986. – 12 с., ил.
Стихи о ваших друзьях, а может быть, и о вас самих. Некоторые из них («Что такое Родина?», «Я хожу в пилотке», «Мой брат охраняет границу») о серьёзных размышлениях, о патриотических чувствах, другие – («Пылесос», «Я сегодня был строителем», «Щенок») - весёлые, озорные, переполненные радостью постижения окружающего мира.
Слайд 15
Из книжки «Мне купили самолёт»
Художник Спартак Калачёв
Слайд 16
Художник Спартак Калачёв
Из книжки «Мне купили самолёт»
Слайд 18
Новосельцев - прозаик
Начинался Новосельцев-прозаик
с повести «Второй срок». Рассказывает она о колонии строгого
режима. Целая галерея колоритных социальных типажей, одни клички которых чего стоят (Чума, Карзубый, Бурый и др.) предстает перед читателем. Но Новосельцев не просто живописует их, а стремится высветить самую суть, прямо скажем, весьма необычных персонажей, разобраться в философии их существования. Как и в других своих «уголовных» произведениях, писатель здесь тоже уходит от романтизации воровского мира в духе блатного фольклора. А поскольку это была его первая прозаическая вещь, то можно говорить об изначально занятой автором принципиальной позиции, от которой он не отступал и в дальнейшем.
Во «Втором сроке» изображена весьма специфическая среда, тем не менее, нет в повести нагнетания уголовной жути со смакованием жестокости и насилия, как нет пошлости и цинизма в показе зековского быта. «Зона» изображена Борисом Новосельцевым без приукрашивания, но и без зловещей грязи. Писателю удается убедить читателя в безусловной достоверности своего повествования, в центре которого судьба рецидивиста Октавиана Старцева, отбывающего второй срок, но твердо решившего «завязать».
Написанная в начале 1970-х годов, повесть была впервые опубликована лишь в 1989-м («Сибирские огни», №№ 4-5). Тем не менее основной пафос повести, нацеленный на духовное возрождение оступившихся в жизни людей, не устарел, не утратил своего значения и сегодня.
Слайд 19
О прозе писателя
Широко используя в своем творчестве криминальные коллизии, Борис Новосельцев,
однако, никогда не романтизировал уголовный мир, зато стремился выйти через них на больные проблемы человеческого общества.
Знакомясь с ними, мы окунаемся в пестрый и подчас экзотичный, хотя и прекрасно узнаваемый мир, населенный жуликами и аферистами разных мастей, обитателями послевоенных городских окраин и трущоб-нахаловок, фабричными рабочими, чиновниками, паразитирующими на теле трудового люда... И многое из того, что находило отражение в стихах Новосельцева, становилось предметом разговора и в его прозаических произведениях.
В них автору удается взять читателя за живое неожиданными ситуациями и сюжетными поворотами, неистощимой выдумкой, искрометным юмором, нередко превращающимся в хлесткую сатиру, колоритными характерами-типажами, в которых преломляется несуразное наше нынешнее бытие.
Слайд 20
Проза Бориса Новосельцева
Поразительные вещи
происходят, к примеру, в коротких новеллах, названных автором «рассказцами»,
составивших книгу Бориса Новосельцева «Якорный бабай». На удивление товарищам по работе и к черной зависти начальства неожиданно стал летать рабочий Дуркин («Летун Дуркин»), а домоуправ Сенькин из рассказца «Жилой дом» превращается однажды в подведомственный его жилконторе дом и отныне смотрит на деятельность коммунальных служб и нужды жильцов глазами этого старого ветхого здания. Слесаря-сантехника дядю Колю («Якорный бабай») ураган всеобщей суверенизации вознес... на престол императора президентов... Фантастическое в «рассказцах» то и дело переходит в гротеск, что позволяет писателю с самых неожиданных сторон показать все усугубляющийся идиотизм современной жизни, глядя на который так и хочется воскликнуть: «Да что же с нами происходит, якорный бабай!»
Слайд 21
Проза Бориса Новосельцева
В
полной мере сказанное относится и к «полнометражным» рассказам Бориса
Новосельцева, и прежде всего к его «уголовному» циклу. Написанный ярко, увлекательно, динамично, с прекрасным знанием изображаемого материала, цикл этот чем-то сродни знаменитым «Одесским рассказам» Бабеля. Только, в отличие от последнего, Новосельцев не поэтизирует уголовный мир.
В совершенно позорной для себя ситуации оказался однажды Виля-аккордеон из рассказа «Параллельный мир» - вор в законе и король овражного «шанхая». Как-то раз, неудачно поработав по «карманной тяге», был он пойман с поличным хозяином кошелька и на глазах всего Вилиного королевства подвержен крепкими рабочими ребятами, товарищами пострадавшего, позорной экзекуции. Не вынеся такого унижения, Виля-аккордеон запил и умер...
И рассказ этот, и первую книгу прозы Борис Новосельцев не случайно назвал «Параллельным миром». Сосуществуя в одной материальной действительности, персонажи писателя живут как бы в разных ее слоях и измерениях. С одной стороны, это те, кто попирает закон и мораль, а с другой - люди, честно добывающие хлеб и живущие в ладах с совестью. Но и в отдельных «слоях-измерениях» тоже есть свои «параллельности». «Параллельные миры» в произведениях Бориса Новосельцева - это еще и двойной счет, двойная мораль, которая ржавчиной разъедает общество, смешивает и подменяет извечные понятия добра и зла, чести и справедливости, истинной и мнимой свободы.
Слайд 22
Проза Бориса Новосельцева
Новой вехой
в творчестве прозаика Бориса Новосельцева стал его роман «Любит
барыню монах», где писатель выходит уже на более высокий виток своего художественного развития.
В самом общем виде роман «Любит барыню монах» есть причудливо сплетенная из различно сюжетно-жанровых лиан притча о расколотом мире, где, чтобы выжить, даже самым близким людям приходится подчас оказываться по разные стороны социального барьера. Как случилось это, к примеру, с братьями-близнецами Якушевыми - главными героями произведения. Один из них ценой предательства родного отца сумел сделать карьеру, другой - ступил на преступный путь, став вором в законе.
Роман многопланов, густо населен, охватывает разные сферы жизни. Есть в нем и большая любовь, и похотливые страстишки, и страх перед разоблачением, и самоотречение во имя ближних, и жестокие нравы воровской среды, и настоящая человеческая доброта...
Слайд 23
Проза Бориса Новосельцева
На
фантасмагорическом абсурде построен и роман Бориса Новосельцева «Многоразовые люди,
или Не в жизни счастье». Сам автор эту свою очень оригинальную вещь определил столь же оригинально-абсурдистски - роман-рапсодия, хотя по всем признакам - это сатирический детектив с элементами фантастики, сюра, разных превращений-перевертышей, цель которых, вывернув наизнанку нынешнюю реальность, показать, что жизнь зачастую абсурднее самых нелепых фантазий. И это Новосельцеву, несмотря на несовершенство данной вещи, вполне удалось.
Роман «Многоразовые люди, или Не в жизни счастье» стал последним произведением Бориса Новосельцева (он появился в печати всего за две недели до кончины автора).
Слайд 24
Незадолго до своей смерти
в одном из стихотворений Борис Новосельцев писал:
Что ж это
стало вдруг со мною:
То ли жизнь уже не по плечу, -
Никогда не думал о покое,
А теперь покоя так хочу...
Не с того ль -
и мучаясь, и плача,
Спотыкаясь часто на бегу,
Сердце - как заезженная кляча,
Что грустит о травах на лугу.
А теперь покоя так хочу...
Слайд 25
Умер 4 марта 1997 года в Новосибирске
4 марта 1996 года «заезженное» судьбой
сердце Бориса Ивановича Новосельцева не выдержало - писатель отправился в последний путь:
Уплывает лодка по течению
Мимо опустевших берегов,
Весла с темно-синим оперением,
Обессилев, плещутся с боков.
В небе птичья стая то снижается,
То опять стремится в высоту,
Будто приземляться опасается,
Вдруг почуяв что-то на лету.
Кажется - прощается с рассветами,
Молча покидая навсегда
Шар земной со всеми его бедами,
С небом,
где горит еще звезда...
Уплыла, уплыла лодка по мрачной реке Стикс. Ушел из жизни талантливый поэт и прозаик Борис Новосельцев, не успев реализовать много интересных планов и задумок. Но и то, что успел он сделать,…, оставит свой не пропадающий след.
Слайд 26
Библиография
Книги Новосельцева Б.И.:
Дорога дальняя, казенный дом... :
сборник. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 382
с. : 8 л. ил.
Новосельцев, Борис Иванович. Второй срок: [Сборник] / Борис Новосельцев. – Новосибирск, 1995. – 541 с.
3. Новосельцев, Борис Иванович. Любит барыню монах / Б.И. Новосельцев. - Новосибирск : Сибирский писатель, 1994. - 464 с. - (Библиотека " Литературной Сибири").
4. Новосельцев, Борис Иванович. Мне купили самолёт: [стихи для дошк. и мл. шк. возраста] / Борис Новосельцев; [худож. С. Калачёв]. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1986. – 12 с., ил.
5. Новосельцев, Борис Иванович. Многоразовые люди, или Не в жизни счастье : роман-рапсодия / Б.И. Новосельцев. - Новосибирск : Советская Сибирь, 1996. - 325 с.
6. Новосельцев, Борис Иванович. Непокой : [стихи] / Б. И. Новосельцев. - Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1977. - 27 с.
7. Новосельцев, Борис Иванович. Параллельный мир : Повести и рассказы / Б. И. Новосельцев ; худож. Е. Ф. Зайцев. - Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1991. - 272 с.
8. Новосельцев, Борис Иванович. Случайные стихи / Б. И. Новосельцев. - Новосибирск : СПАС, 1993. - 142 с. : портр.
9. Новосельцев, Борис Иванович. Стихотворения / Б. И. Новосельцев. - Новосибирск : Сибирская писательская ассоциация, 1994. - 192 с. - (Библиотека "Литературной Сибири").
10. Новосельцев, Борис Иванович. Якорный бабай / Б. И. Новосельцев. - Новосибирск : Сибирская писательская ассоциация, 1992. - 96 с. - (Библиотека "Литературной Сибири").
Слайд 27
Библиография
Литература о поэте и писателе:
Библиотека сибирского краеведения
Горшенин А.
«И как только вынесло сердце…» / А. Горшенин. Лица
сибирской литературы. — Новосибирск, 2006. – С. 226 – 235.
Горшенин, Алексей Валерьевич. Литература и писатели Сибири : энцикл. изд. / Алексей Горшенин. - Новосибирск : Редакционно-издательский центр "Новосибирск" Новосибирского отделения Союза писателей России, 2012. – С.325-326.
История города: Новониколаевск – Новосибирск: исторические очерки. – 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2013. – С. 694.
Писатели Новосибирска
"С милым краем дышу заодно" [Электронный ресурс] : биобиблиогр. информация о 52 новосиб. писателях, тексты, аудиозаписи произведений, ил., видеоматериалы / Новосибирская областная детская библиотека имени Горького. - Электрон. дан. - Новосибирск : Новосибирская областная детская библиотека имени Горького ; Новосибирск : Новосибирская областная детская библиотека имени Горького. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Новосибирские писатели - детям).
Яновский, Николай Николаевич. Материалы к словарю "Русские писатели Сибири XX века" : биобиблиогр. сведения / Н. Н. Яновский ; подгот. к печати Ю. М. Мостков ; подгот. к печати В. П. Трушкин. - Новосибирск : Горница, 1997. – С. 122.