Слайд 2
Н.В. Гоголь
Повесть «Шинель»
Башмачкин –
человек с
душой, мыслями и переживаниями
или
«вечный титулярный советник»?
Слайд 3
Произведения о «маленьких людях»
А.С.Пушкин «Медный всадник»,
«Станционный смотритель»
Ф.М.Достоевский «Бедные
люди»
человек
Н.В.Гоголь «Шинель»
вещь, затмившая человека
Слайд 4
Действующие лица
Акакий Акакиевич Башмачкин – от рождения «готовый
титулярный советник»
Иллюстрация В.Горяева
Слайд 5
Сюжетом для создания повести
стал анекдот о чиновнике, который мечтал о лепажевском ружье,
купил его и потерял на охоте. Он очень переживал, заболел и слёг. Но добросердечные сослуживцы собрали деньги и подарили ему такое же ружьё.
Н.В.Гоголь заменил ружьё, предмет роскоши, шинелью, предметом первой необходимости в холодном Петербурге.
Писатель понимал, что в реальной жизни деятельное сочувствие - редкость, и поэтому его повесть заканчивается трагически.
Слайд 6
На службе к Башмачкину «не оказывалось никакого уважения»:
«Сторожа не только не вставали с мест, когда он
проходил, но даже не глядели на него, как будто через приёмную пролетела простая муха». «Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически», «помощник столоначальника… совал ему под нос бумаги… молодые чиновники посмеивались и острились над ним… сыпали на голову ему бумажки…»
Слайд 7
«Я брат твой» - знаменательные слова, заповедальное слово
о любви к ближнему, пронзившее только одного молодого человека.
«Много раз содрогался он потом на веку своём, видя, как много в человеке бесчеловечья, даже в том человеке, которого свет признаёт благородным и честным…»
Слайд 8
Экспрессивная лексика
«Остановился, как бы пронзённый; всё переменилось пред
ним и показалось в другом виде…»; «в проникающих словах»;
«содрогался он потом»…
Слайд 9
Жизнеописание героя складывается из «минус-эпизодов», то есть из
умолчаний рассказчика о значимых, характерных для этого жанра подробностях
становления личности героя. Непосредственно за эпизодом крещения героя следует пассаж о его служебном положении, словно «он так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове».
Слайд 11
Башмачкин восходит к одной из разновидностей романтического героя,
который чужд житейских интересов. По свидетельству рассказчика, Башмачкин живёт
жизнью замкнутой, нетипичной для его собратьев-чиновников, едва замечает окружающий его мир, едва сознаёт в этом мире себя самого.
Слайд 12
«Он не думал вовсе о своём платье: вицмундир
у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета…
И всегда что-нибудь прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь… Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице…»
Слайд 13
В повести много героев, даже мороз, как символ
природной стихии, становится персонажем: это он заставил Башмачкина внимательно
рассмотреть свою шинель. Визит Акакия Акакиевича к Петровичу становится поворотным в дальнейшей судьбе чиновника.
Слайд 14
Башмачкин «носит в мыслях своих вечную идею шинели».
Эта «идея» преобразила Башмачкина: «Огонь порою показывался в глазах
его, в голове мелькали дерзкие мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» Это была дерзкая мечта – куницу на воротник к шинели мог позволить себе едва ли не генерал…
В. Горяев.
Петрович снимает мерку
Слайд 15
«Изгнать употребление чаю по вечерам»;
«не зажигать по вечерам
свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату
к хозяйке и работать при её свечке»;
«ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее,.. чтобы таким образом не истереть скоровременно подмёток»;
«как можно реже отдавать прачке мыть бельё, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате».
Способы экономии денег Башмачкина
В.Горяев
Сняли мерку В шинели
Слайд 17
Новая шинель Башмачкина была замечена и произвела необыкновенное
впечатление на чиновников департамента – шинель тоже становится персонажем
повести, ей уделяется большее внимание, чем тому, кто её носит. Благодаря новой шинели Акакий Акакиевич был приглашён на чай к помощнику столоначальника. Башмачкин, приобретший шинель ценой двух-трёхмесячного голодания, теперь мог позволить себе посмотреть на богатую витрину, стоя рядом с очень «недурной женщиной и с мужчиной с бакенбардами и красивой эспаньолкой под губой».
Слайд 18
После двух бокалов шампанского и весёлого вечера Башмачкин
отправился домой – время, как известно, опасное в бытовом
и мистическом планах. Не без страха вышел наш герой на «бесконечную площадь», «которая глядела страшной пустыней» - «точно море вокруг него». С. Бродский
Слайд 19
Но и здесь поджидали его «какие-то люди с
усами», запомнился Башмачкину кулак «величиною с чиновничью голову», пинок
коленом и громовой голос: «А шинель-то моя!»
Так и лишился Акакий Акакиевич самого дорогого, что у него было.
Слайд 20
Савва Бродский.
Шинель похищена
Слайд 21
«Поутру рано отправился он к частному…» Частный принял
как-то чрезвычайно странно рассказ о грабительстве шинели. «…Он стал
расспрашивать Акакия Акакиевича: да почему он так поздно возвращался.., так что Акакий Акакиевич сконфузился совершенно и вышел от него, сам не зная, возымеет ли надлежащий ход дело о шинели или нет».
«Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу»,откуда «его вынесли почти без движения».
Слайд 22
Савва Бродский.
У « значительного лица»
Слайд 23
Смерть Башмачкина
После визита к значительному лицу Башмачкин слёг
в постель. По вызову хозяйки к нему явился доктор,
который «тут же объявил ему чрез полтора суток непременный капут».
Акакия Акакиевича свезли и похоронили.
Слайд 24
Авторский комментарий к этому событию значителен и
настраивает на философский лад: «Исчезло и скрылось существо, никем
не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное…» А в подтексте утверждается: каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно.
Слайд 25
У повести «фантастическое окончание». Ходит
«по ночам мертвец в виде чиновника», ищущий украденную шинель
и сдирающий «со всех плеч, не разбирая чин и звания, всякие шинели».
Встреча значительного лица с этим мертвецом влечёт за собой самые благотворные последствия: и значительное лицо присмирело, и мертвец успокоился…
Слайд 26
А.П.Григорьев: «В образе Акакия Акакиевича поэт начертал грань
обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и
вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя».
В.Г.Белинский усмотрел в фигуре Башмачкина мотив социального обличения, сочувствия к социально угнетённому «маленькому человеку».
Какая мысль ближе вам?