Слайд 2
Начало ХХ века
1901 – смерть королевы Виктории и
окончание «викторианской эпохи»
1912 – гибель «Титаника»
1914 – начало Первой
мировой войны
Слайд 3
Кризис буржуазного общества
Кризис колониальной политики – колониальные
войны и национально-освободительные движения в колониях
GB – к
1901 году – 400 млн чел. (25% населения земли), 22% суши.
«Империя, над которой никогда не заходит солнце»
Бельгия и Бельгийское Конго – 1:76 по площади
Слайд 4
Добытчики каучука
1880-1920 гг.
депопуляция
10-20 млн человек (50%)
Слайд 5
Разложение христианской картины мира – богооставленность человека и
вытеснение бога из мира
Бог – творящая сила – ответ
Лапласа Наполеону
Бог – нравственная и сдерживающая сила (Достоевский)
«Гибель богов» Вагнера
«Все боги умерли» Ницше
Слайд 6
Первая мировая война
28.07.1914 – 11.11.1918
38 из 59
государств воюют,
73 500 000 мобилизованных,
9 500 000
убитых,
20 000 000 раненых
1918-1919 «испанка» + 20-100 млн умерших (≈5% жителей Земли)
Слайд 7
Научно-технический прогресс и его гуманитарные последствия
Дж. Б. Шоу
«Назад к Мафусаилу»
Н.Ф. Федоров «Философия общего дела»
Слайд 8
Дж. Б. Шоу. Предисловие к «Назад к Мафусаилу»
К
факторам, подверженным сознательному изменению, относится продолжительность жизни… Люди не
живут достаточно долго; в сопоставлении с задачами цивилизации они умирают сущими детьми. Можно, однако, предположить, что сила, допустившая ошибку, способна и исправить ее. Если человек устанавливает срок своей жизни в 70 лет, он может установить его и в 300, и в 3000 лет или же до предела, когда какой-либо случай положит конец его существованию. Главным толчком для продления жизни может стать убеждение в необходимости жить столько, сколько нужно. Здесь нет никаких фантастических измышлений.
Слайд 9
Н.Ф. Федоров. Философия общего дела
Задача «детей» – воскрешение
«отцов»
Гниение считается таким признаком, который не допускает дальнейших
опытов. Приходится, однако, напомнить, что гниение — не сверхъестественное явление и рассеяние частиц не может выступить за пределы конечного пространства; что организм — машина и что сознание относится к нему, как желчь к печени; соберите машину — и сознание возвратится к ней!
Слайд 10
Оборотная сторона научно-технического прогресса
борьба за колонии (англо-бурская
война), ресурсы и рынки сбыта
использование достижений НТП против человека
(новые виды вооружения (пулемет, огнемет) + ОМП)
Слайд 11
22 апреля 1915 сражение на реке Ипр (Бельгия)
Фриц
Габер – лауреат Нобелевской премии по химии (1918) за
синтез аммиака – решение «мальтузианской проблемы», «отец химического оружия», родные погибли в концлагере
Слайд 12
Кризис буржуазной культуры
вместо понятного и предсказуемого мира –
мир абсурда и тотальный релятивизм
Крах веры в возможности искусства
улучшить человечество
Обесценивание личности и зарождение тоталитаризма (фашистского, социалистического и вообще), отсюда
Социальная нестабильность – революции
Слайд 14
Изменения в сфере литературы
Утрата литературой функций разъяснения мира,
сосредоточенность на субъективных переживаниях, но при этом
Тенденция к обобщенности
– притчеобразность, реанимация мифа
Компенсаторная функция искусства – формирование массовой культуры и искусства (+ новые технические средства: кино, граммофон) и литературы
Слайд 16
Трансформация классического реализма и развитие модернизма
Хосе Ортега-и-Гассет «Дегуманизация
искусства», 1925
Анализируя новый стиль, можно заметить в нем определенные
взаимосвязанные тенденции, а именно:
тенденцию к дегуманизации искусства – смерть знаменитого человека – отсутствие единой для всех людей реальности
Слайд 17
тенденцию избегать живых форм – «Эта поэзия не
нуждается в том, чтобы быть «прочувствованной», так как в
ней нет ничего «человеческого». Если речь идет о женщине, то – о «никакой», а если он говорит, «пробил час», то этого часа не найти на циферблате. Что делать со своим бедным «человеческим» лицом тому, кто взял на себя должность поэта? Только одно: заставить его исчезнуть, испариться, превратиться в чистый, безымянный голос, который поддерживает парящие в воздухе слова – истинные персонажи лирического замысла.
Слайд 18
стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь
произведением искусства; «поэзия сегодня – это высшая алгебра метафор»
Слайд 19
Произведение искусства является замкнутым в себе целым, каждый
момент которого получает свое значение не в соотнесении с
чем-либо вне произведения находящимся (с природой, действительностью, идеей), а лишь в самозначимой структуре самого целого. Это значит, что каждый элемент художественного произведения имеет прежде всего чисто конструктивное значение в произведении как в замкнутой самодовлеющей конструкции.
Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведении.
Слайд 21
Жак Луи Давид. ПОРТРЕТ МАДАМ РЕКАМЬЕ
Слайд 22
Рене Магритт. ПЕРСПЕКТИВА МАДАМ РЕКАМЬЕ
Слайд 23
стремление понимать искусство как игру и только
– «от изображения предметов перешли к изображению идей: художник
ослеп для внешнего мира и повернул зрачок внутрь, в сторону субъективного ландшафта».
Слайд 24
тяготение к глубокой иронии; - «в искусстве, обремененном
«человечностью», отразилось специфически «серьезное» отношение к жизни. Искусство было
штукой серьезной, почти священной. Иногда оно – например, от имени Шопенгауэра и Вагнера – претендовало на спасение рода человеческого, никак не меньше!»
Слайд 25
тенденцию избегать всякой фальши и, в этой связи,
тщательное исполнительское мастерство, наконец;
искусство, согласно мнению молодых художников,
безусловно чуждо какой-либо трансценденции.