Слайд 2
Художественное словоупотребление Некрасова (ранняя лирика).
Цель. В процессе
коллективной работы найти некоторые определяющие признаки, по которым среди
стихотворных произведений нескольких авторов можно узнать именно Некрасова, в результате чего сделать обобщающие выводы, связанные с определением особенностей поэтики ранних стихотворений Некрасова.
Слайд 3
Это … было раненное в самом начале жизни
сердце… и эта-то никогда не заживающая рана его и
была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь.
Ф.М.Достоевский
Слайд 5
Работа с таблицей
Почему автор выбирает для обозначения какого-либо
понятия именно это, а не другое слово? Какими особенностями
мироощущения поэта диктуется такой выбор?
Слайд 8
Выводы
Анализ художественного словоупотребления показывает, что автор видит мир
прежде всего в его вещном, предметном наполнении ( в
трех строфах стихотворения – шестнадцать существительных). Некрасов отбирает слова, имеющие общеупотребительное значение: таким образом он добивается , чтобы предметный мир, воссозданный в стихотворении, был узнаваем и реален. Но ассоциативные образы, возникающие у читателя, заставляют его вслед за автором думать, что этот привычный, будничный мир таит в себе неясную угрозу, беспокойство.
Слайд 10
Выводы
Мы отметили 6 прилагательных ( одно из них
отглагольное), 1 причастие и 1 наречие. Эта группа слов
так же, как и предыдущие, отобрана автором с учетом их функциональной особенности – все они относятся к общеупотребительной лексике. Это значит, что автор, характеризуя предметы и действия с точки зрения признаков, сопровождающих их появление, старается добиться все того же эффекта: читатель должен увидеть знакомый, легко узнаваемый мир.
Слайд 11
Количественный анализ (всего 8 слов) показывает, что автор
выстраивает картину мира, практически лишенную звука и цвета, то
есть именно тех проявлений жизни, которые во многом определяют радость бытия. Ассоциативные образы делают эту картину не просто безрадостной, но однотонной, однозвучной, угрюмой, то есть тревожной, угнетающей, подавляющей.
Слайд 12
Еще раз просмотрите материалы ваших выводов, внесенные в
таблицу, и ответьте на вопросы первой учебной ситуации.
Слайд 13
Ответ на вопрос
Автор, следуя своей логике постижения мира,
выбирает для его воссоздания общеупотребительную лексику, которая вводит читателя
в узнаваемый им, реально существующий мир. Суть этого мира, с точки зрения автора, определяется прежде всего вещностью, материальностью бытования, отличающейся стремительной динамикой развития. Автор представляет реальный мир не просто в перечне предметов и смене событий — они, по его мнению, находятся в очень сложных отношениях друг с другом и с человеком. Картину сложного, беспокойного мира автор выстраивает посредством отбора такой лексики, которая вызывает в читателе ассоциативные образы, прямо указывающие на опасность, исходящую по направлению к человеку со стороны окружающей реальности. Ощущение этой опасности и является одной из особенностей мироощущения Некрасова, проявившейся в его ранней лирике.
Слайд 15
Каков пафос стихотворения и как он помогает понять
особенности мироощущения автора?
Слайд 16
«Перед дождем»
Над проезжей тарантайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошел!»
– привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
Слайд 17
Ответ на вопрос второй учебной ситуации
Этой строфой автор
прямо вводит читателя в мир человеческих взаимоотношений. Некрасов считает,
что дисгармоничен не мир, окружающий человека, лишена гармонии его жизнь, и поэтому пафос восприятия автором окружающего мы можем определить как драматический. (Одно из стихотворений цикла «На улице» — 1850 года — будет завершено признанием героя и автора: «Мерещится мне всюду драма...»).
Слайд 18
Домашнее задание
Используя принцип анализа, продемонстрированный на уроке, самостоятельно
проанализировать одно из стихотворений:
«Имел я дочь; в учителя влюбилась…»,
1847.
Вор 1850 ( цикл «На улице»).
«Тяжелый крест достался ей на долю…» 1855.