Слайд 2
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый), стиль и
направление в литературе и искусстве 17 — нач. 19
вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века.
Слайд 3
Классицизм в литературе
Классицизм в живописи
Классицизм в архитектуре
Классицизм
в музыке
Романтизм в литературе
Романтизм в живописи
Романтизм в архитектуре
Романтизм в
музыке
Слайд 4
Классицизм в литературе
Классицизм XVIII века развивается под влиянием
идей Просвещения. Целью творчества становится изменение мира в лучшую
сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества.
Слайд 5
В России классицизм зародился в XVIII веке, после
преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха,
разработана теория «трех штилей.
Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
Слайд 6
Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения
— идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе
внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия
(Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
Слайд 7
Классицизм в живописи
Придавая огромное значение общественной функции искусства,
классицизм выдвигает новые этические нормы, формирующие образ его героев:
стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей — долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и нормативность требований эстетики классицизма, регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров — от "высоких" (исторический, мифологический, религиозный) до "низких", или "малых" (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие содержательные границы и чёткие формальные признаки.
Слайд 8
Классицизм в живописи
Жак-Луи Давид. Клятва Горациев
справка о
картине
Слайд 9
Сюжет картины «Клятва Горациев»
В основе картины лежит рассказ
римского историка Тита Ливия, согласно которому трое братьев из
рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и невеста одного из Горациев. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней.
Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин.
Слайд 10
Классицизм в живописи
В.Л.Боровиковский. Портрет Г.Р.Державина
справка о
картине
Слайд 11
О портрете Г.Р.Державина
Портрет Г. Д. Державина не случаен
в творчестве В.Л.Боровиковского. Он запечатлел человека, которого хорошо знал
и мнением которого дорожил.
Картина представляет собой традиционный парадный портрет. Нам явлен образ сенатора, члена Российской академии, государственного мужа, о чем говорят его мундир и награды. Но вместе с тем здесь представлен и прославленный поэт, увлеченный творчеством, просветительскими идеалами и общественной жизнью. Об этом свидетельствуют письменный стол, заваленный рукописями; роскошный чернильный прибор, тщательно выписанный; полки с многочисленными книгами на заднем плане. И композиция, и цветовая насыщенность колорита вполне в духе XVIII века. Образ Г. Р. Державина похож и узнаваем. Однако в этом раннем портрете, увлекшись общими живописными стереотипами, художник оставил вне поля своего видения внутренний мир поэта.
Слайд 12
Классицизм в архитектуре
справка
Слайд 13
Классицизму в архитектуре свойственны такие черты
логичность планировки и
геометризм объёмной формы.
идеальным окружением дома становилась пейзажная среда
"английского" парка.
определились новые архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь.
Слайд 14
Классицизм в архитектуре
г.Алатырь. Крестовоздвиженская церковь
справка
Слайд 15
Алатырская Крестовоздвиженская церковь
Алатырская Крестовоздвиженская церковь была открыта в
1827 году на деньги горожан. Архитектурный стиль строения -
русский классицизм - выразился в строгих геометрических формах церкви. Если смотреть на строение с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что оно имеет форму креста. Центральная часть здания - трехъярусная постройка, увенчанная куполом.
Слайд 16
Классицизм в музыке
Классицизм в музыке отличался от классицизма
смежных видах искусств. Содержание музыкальных сочинений связано с миром
чувств человека, которые не поддаются жесткому контролю разума. Однако композиторы этой эпохи создали очень стройную и логическую систему правил построения произведения. В эпоху классицизма сформировались и достигли совершенства такие жанры как опера, симфония, соната. Настоящей революцией стала оперная реформа Кристофа Глюка. Его творческой программой были три великих принципа – простота, правда, естественность. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Слайд 17
Романтизм в литературе
Романтизм впервые возник в Германии, в
кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер,
Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.
Слайд 18
Романтизм в России
Русский романтизм сформировался в эпоху, когда
стране еще только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований.
В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках, неясность их представлений о путях исторического развития страны. Романтические идеи в России как бы смягчены. На первых порах романтизм был тесно связан с классицизмом и сентиментализмом. Родоначальниками русского романтизма принято считать В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова.
Для романтизма характерен особый интерес к окружающей действительности, а также противопоставление реального мира идеальному.
Слайд 19
Романтизму были свойственны следующие черты:
Тяготение к субъективному, интуитивному,
бессознательному
Задача не воссоздания, а пересоздания действительности
Изображение исключительных характеров в
необычных обстоятельствах
Интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека
Утверждение человеческой индивидуальности
Слайд 20
Романтизм в живописи
О.Кипренский. Портрет В.А.Жуковского
справка
Слайд 21
Романтизм в живописи
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко
проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре.
В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень
Портрет В. А. Жуковского во многом выражает собой стилистику эпохи романтизма. Мотивы меланхолического мечтания вблизи руин, слияния с бурными стихиями природы близки темам творчества самого Жуковского. Теплые, красноватые тона лица даны через энергичное сопоставление света и тени. Мечтательное лицо молодого поэта многозначительно оттеняется грозовыми сине-серыми тучами, закрывающими небо, и сумрачным пейзажем, где вдали темнеют развалины замка. Живопись тонкослойная, лессировочная с небольшим количеством белил в светах. Красочный слой разрывается жестким кракелюром и имеет разновременные тонировки.
Слайд 22
Романтизм в живописи
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем
тумана
справка
Слайд 23
О картине К.Д.Фридриха
«Странник над морем тумана» (нем. Der
Wanderer über dem Nebelmeer) — картина немецкого художника-романтика Каспара
Давида Фридриха, одна из знаковых картин романтизма.
На картине изображён странник (сам художник), стоящий на тёмной, крутой скале. Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды. Над ними — небо в линиях облаков.
Эта картина — больше, чем просто пейзаж. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния, настроения героя, изображённого на переднем плане. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их.
Слайд 24
Романтизм в архитектуре
Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы
классицизма романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного
решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. Основной для него в архитектуре стала готика, которую старались приспособить к современным задачам. Художественные мотивы готики использовались уже в барокко, но только в XIX в. они получают большое распространение.
Слайд 25
Романтизм в архитектуре
Воронцовский дворец в Ялте
Слайд 26
О Воронцовском дворце
Уникальный памятник русской архитектуры эпохи романтизма
первой половины XIX в., построенный для видного военного государственного
деятеля России графа (а впоследствии Светлейшего Князя) М. С. Воронцова, генерал-губернатора Новороссии.
Слайд 27
Романтизм в музыке
В музыке направление романтизма сложилось в
1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы
романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Композиторы-романтики большое внимание уделяли душевным переживаниям человека, стремились передать их с помощью доступных музыке средств выразительности. Музыка превратилась в поток чувств и страстей, она стала динамичной, развивающейся, влекущей за собой.
В этот период начали развиваться песенные жанры, появляются новые фортепианные жанры: экспромт, этюд, ноктюрн, прелюдия.
В России в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А.С.Даргомыжский, М.А.Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, П. И. Чайковский