Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Патриотическая тема в лирике Лермонтова

Содержание

Своеобразие патриотической темыв лирике М.Ю.ЛермонтоваК уроку литературы в 9 классе. Можно также использовать на уроках литературы в 10 классе в начале учебного года.
Творчество М.Ю.Лермонтова Своеобразие патриотической темыв лирике М.Ю.ЛермонтоваК уроку литературы в 9 классе.  Можно Своеобразие патриотической темыв лирике М.Ю.ЛермонтоваПримечание:Презентация построена по линейному принципу. Но можно использовать Своеобразие патриотической темыв лирике М.Ю.Лермонтова«Он поэт русский в душе – в нём Патриотизм Лермонтова (особенности, связанные с характером эпохи)30-е годы 19 века: «патриотизм»православиесамодержавиенародностьВ лирике Тема Родины  проходит через всё творчество ЛермонтоваВ раннем творчестве проявляется любовь Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит её рассудок мой.Ни слава, купленная Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит её рассудок мой.Ни слава, купленная Когда поэт думает о будущем, его надежды и«отрадные мечтанья» связаны не с Но я люблю – за что не знаю сам? – Её степей Любовь к народной России выражена в «Родине»просто и глубоко, без пышных восклицаний Тройка, выезжающая из деревни. Рисунок М. Ю. Лермонтова. Карандаш. 1832–1834. Многие рисунки Пейзаж с двумя березами.  Акварель М. Ю. Лермонтова. 1828–1832. Многие рисунки Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835. Список использованных печатных источников:  Рез З. Я. М.Ю.Лермонтов в школе. – Примечания:Слайд 4. «По утверждению Белинского, в стихах Лермонтова «все силы и все Примечания:Слайд 7. Из дневника Ю. Ф. Самарина за 1841 г. Сочинения, т. XII, стр. 56 – 57. Примечания:Слайд 9. В письме к Г. Гервегу Герцен о главной мысли из Примечания:Слайд 14. Н. А. Добролюбов в статье «О степени участия народности в (1831г) А.С.Пушкин	***	Изыде сеятель сеяти семена своя Свободы сеятель пустынный,Я вышел рано, до звезды;Рукою Презентациина сайте
Слайды презентации

Слайд 2 Своеобразие
патриотической темы
в лирике М.Ю.Лермонтова
К уроку литературы в

Своеобразие патриотической темыв лирике М.Ю.ЛермонтоваК уроку литературы в 9 классе. Можно

9 классе. Можно также использовать на уроках литературы в

10 классе в начале учебного года.

Слайд 3 Своеобразие
патриотической темы
в лирике М.Ю.Лермонтова
Примечание:
Презентация построена по линейному

Своеобразие патриотической темыв лирике М.Ю.ЛермонтоваПримечание:Презентация построена по линейному принципу. Но можно

принципу. Но можно использовать гиперссылки:

– перейти на страницу с текстом произведения
– вернуться назад

– примечание

Слайд 4 Своеобразие
патриотической темы
в лирике М.Ю.Лермонтова
«Он поэт русский в

Своеобразие патриотической темыв лирике М.Ю.Лермонтова«Он поэт русский в душе – в

душе –
в нём живёт прошедшее
и настоящее

русской жизни». В.Г.Белинский

Слайд 5 Патриотизм Лермонтова
(особенности, связанные с характером эпохи)
30-е годы

Патриотизм Лермонтова (особенности, связанные с характером эпохи)30-е годы 19 века: «патриотизм»православиесамодержавиенародностьВ

19 века:
«патриотизм»
православие
самодержавие
народность
В лирике Лермонтова истинное чувство любви к

отечеству
противопоставляется «казённому патриотизму»

В1841 году написаны 2 стихотворения, в которых
Лермонтов наиболее полно раскрыл противоречивость,
сложность своего отношения к Родине:
«Прощай, немытая Россия…» и «Родина»


Слайд 6 Тема Родины проходит через всё творчество Лермонтова
В раннем

Тема Родины проходит через всё творчество ЛермонтоваВ раннем творчестве проявляется любовь

творчестве проявляется любовь к родной природе.
Воспевая её, поэт с

симпатией говорит о простом народе.
Мысли о родине – мысли о свободе:
…Степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы.
(«Прекрасны вы, поля земли родной»)

Уже в юношеских стихотворениях Лермонтов рисует
картины деревенской, крестьянской России. Он
вспоминает широкие сёла в утренней дымке, «кучи
хижин небольших», «балалайки звук народный»
(«Солнце», «Романс», «Два брата»).


Слайд 7 "Прощай, немытая Россия..."
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И

вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за

стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

В этих словах не только осуждение, но и боль при мысли о том, что народ тёмен, непросвещён, что
рабское положение выработало в нём привычку покоряться силе.

Самым ужасным поэт в положении России поэт считает то, что в ней «огромное количество людей терпеливо страдает, а другое страдает, не сознавая этого» (из разговора со славянофилом Ю. Т. Самариным).


Слайд 8 "Прощай, немытая Россия..."
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И

вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за

стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Не обвинение слышится здесь,
а боль и досада. (у Пушкина эта боль в «Свободы сеятель пустынный…») В стихотворении поэт ни разу не сказал слова «родина».

Поэт без сожаления прощается с «официальной» Россией – темницей, где ни один человек не чувствует себя свободным и каждый может подвергнуться полицейской слежке. Николаевская Россия – это «страна рабов, страна господ». Она не вызывает любви и симпатии поэта.


Слайд 9 "Родина"
Отрицая официальную николаевскую Россию, поэт
обращает свой взор к

другой отчизне:

Люблю отчизну я, но странною любовью…
«У России нет

прошедшего: она вся в настоящем
и будущем» (последняя из записей в тетради Лермонтова)

Но настоящее России не удовлетворяло поэта, а надежды
на будущее были связаны с народной Россией, к ней он и
обращается в стихотворении.
Такая любовь должна была казаться странной в то
время, когда был провозглашён казённый патриотизм, а
большинство дворян было далеко от народа.


Слайд 10 Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её

Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит её рассудок мой.Ни слава,

рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни

тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадные мечтанья.

В стихотворении нет и намёка на прославление покорности и христианской веры:
отрицает воинскую славу, которой, по мнению официальных историков, обязаны царям и генералам.
отрицает «покой», достигнутый в результате победоносных кампаний.
отрицает «тёмную старину», как положительный идеал для России.


Слайд 11 Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её

Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит её рассудок мой.Ни слава,

рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни

тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадные мечтанья.

Поэт наполняет эти понятия своим особым смыслом.
Выбор слов, изобразительных средств, интонация говорят о любви:
«полный гордого доверия покой», «заветные преданья».
Стих звучит торжественно и мерно

Но всё, о чём Лермонтов здесь пишет, было в прошлом. А мысли поэта заняты будущим России.


Слайд 12 Когда поэт думает о будущем, его надежды и
«отрадные

Когда поэт думает о будущем, его надежды и«отрадные мечтанья» связаны не

мечтанья» связаны не с войнами и «гордым
покоем» государства,

а с народом. Поэт рисует дорогие
сердцу каждого русского человека картины и говорит о
любви к родной природе и простой сельской жизни:

Но я люблю – за что не знаю сам? –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её подобные морям…
Просёлочным путём люблю скакать в телеге,
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень…

Перед мысленным взором читателя возникает среднерусский пейзаж, с лесами, которые сменяются
степями, с широкими речками, просёлочными дорогами…


Слайд 13 Но я люблю – за что не знаю

Но я люблю – за что не знаю сам? – Её

сам? –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы

рек её подобные морям…
Просёлочным путём люблю скакать в телеге,
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень…

Перед нами не мимолетный набросок, запечатлевший какое-то мгновение в жизни природы, а постепенно возникающие перед поэтом любимые картины.
Мы видим именно то, что заставляет его верить: «Россия вся… в будущем».


Слайд 14 Любовь к народной России выражена в «Родине»
просто и

Любовь к народной России выражена в «Родине»просто и глубоко, без пышных

глубоко, без пышных восклицаний и патетики. Для стихотворения характерно

почти полное отсутствие
метафоричности, обычной для многих произведений
Лермонтова.

Н.А.Добролюбов: «…удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно… Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на жизнь нельзя требовать от русского поэта»
(Ст. «О степени участия народности в развитии русской литературы», 1858.)


Слайд 15 Тройка, выезжающая из деревни.
Рисунок М. Ю. Лермонтова.

Тройка, выезжающая из деревни. Рисунок М. Ю. Лермонтова. Карандаш. 1832–1834. Многие

Карандаш. 1832–1834.
Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию.


Слайд 16 Пейзаж с двумя березами. Акварель М. Ю. Лермонтова.

Пейзаж с двумя березами. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1828–1832. Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели

1828–1832.
Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию.


Слайд 17 Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.
Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835.

Слайд 18 "С отрадой, многим незнакомой", Лермонтов
запечатлел в этом

пейзаже приметы любимой им
отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку,


скачущую по просёлочной дороге, "чету белеющих берёз" на холме, дали, покрытые синеватой дымкой.

Слайд 19 Список использованных печатных источников:
Рез З. Я. М.Ю.Лермонтов

Список использованных печатных источников: Рез З. Я. М.Ю.Лермонтов в школе. –

в школе. – Л.: Учпедгиз, 1963, стр. 110 –

118.

Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981.

Источник иллюстраций: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981: слайды 3–4 (М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. Акварель К. А. Горбунова. 1841. – вкладка между стр. 528 – 529); слайды 15, 16, 17, 18 (вкладка между стр. 144 – 145).


Слайд 20 Примечания:
Слайд 4. «По утверждению Белинского, в стихах Лермонтова

Примечания:Слайд 4. «По утверждению Белинского, в стихах Лермонтова «все силы и

«все силы и все элементы, из которых слагается жизнь

и поэзия». Лермонтов своими стихами отвечает на вопросы жизни, на больные вопросы современности; «он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни». (Источник: Гершензон Д. Я. Лермонтов в русской критике // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. – М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941, стр. 596.)

Слайд 21 Примечания:
Слайд 7. Из дневника Ю. Ф. Самарина за 1841 г. Сочинения,

Примечания:Слайд 7. Из дневника Ю. Ф. Самарина за 1841 г. Сочинения, т. XII, стр. 56 –

т. XII, стр. 56 – 57. Его [Лермонтова] мнение о современном

состоянии России: «Хуже всего не то, что известное количество людей терпеливо страдает, а то, что огромное количество страдает, не сознавая этого». (Источник: Щеголев П. Е. Книга о Лермонтове: [В 2 кн.]. – Л.: Прибой. Вып. 2. – 1929, стр. 162.


Слайд 22 Примечания:
Слайд 9. В письме к Г. Гервегу Герцен

Примечания:Слайд 9. В письме к Г. Гервегу Герцен о главной мысли

о главной мысли из чернового наброска поэта: «У России

нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем...», который был посмертно напечатан в «Отечественных записках» (1844, т. XXXII). В записной книжке Лермонтова этот набросок датируется апрелем – июлем 1841 г. (Ист.: Гиллельсон М. Лермонтов в оценке Герцена // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964. – М.: Наука, 1964, стр. 378.)

Слайд 23 Примечания:
Слайд 14. Н. А. Добролюбов в статье «О

Примечания:Слайд 14. Н. А. Добролюбов в статье «О степени участия народности

степени участия народности в развитии русской литературы» (1858) отмечал,

что «Лермонтов... обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он... понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно» (Собр. соч., т. 2, 1962, с. 263). (Источник: Мануйлов В. А. «Родина»// Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.» – М.: Сов. Энцикл., 1981. – С. 469–470.

Слайд 24 (1831г)

(1831г)

Слайд 26 А.С.Пушкин
***
Изыде сеятель сеяти семена своя
Свободы сеятель пустынный,
Я

А.С.Пушкин	***	Изыде сеятель сеяти семена своя Свободы сеятель пустынный,Я вышел рано, до

вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал

живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич. (1823)

Пушкин с горечью пишет,
что порабощённый народ привык к ярму и бичу,
что он пока остаётся глухим
к голосам, требующим свободы для него же.

У Пушкина даже более резко, чем у Лермонтова, говорится о «послушном
народе», как о стаде, не умеющем ценить «дары свободы».


  • Имя файла: patrioticheskaya-tema-v-lirike-lermontova.pptx
  • Количество просмотров: 231
  • Количество скачиваний: 0
- Предыдущая Бах и Бетховен