Слайд 2
Изображение характера
Печорин, как и герой лирики Лермонтова,
не ждет от жизни ничего, но готов броситься на
зов чувства и ощутить душевный подъем, пока не остынет жар сердца, пока не будет утолена жажда жизни, пока еще веет свежестью чувств, пока разъедающий, скептический ум демонического героя, все подвергающий беспощадному и строгому анализу, не заморозит сердце и не уймет волнение страстей. Сознание Печорина наделено главной способностью — скептическим анализом, который выступает и как неоспоримое достоинство героя, и как мучение, наносящее ему неизгладимые душевные раны. Сильные и слабые, «светлые» и «темные» стороны героя взаимно обусловлены, неотделимы друг от друга и способны перетекать одна в другую.
Слайд 4
Автор не знает, кто Печорин — «герой» или
«злодей». Он не осуждает и не оправдывает Печорина, воздерживаясь
от утверждения и от отрицания. Суть позиции автора состоит в том, что, наблюдая за Печориным, он раскрывает его душу посредством изображения самоанализа героя. В ходе самоанализа Печорин подвергает сомнению и отрицанию все духовные ценности. Лермонтов обращается к таким духовным ценностям, которые наиболее личны, являясь внутренним достоянием человека.
Слайд 5
Печорин через романтизм к реализму
Особенно ярко проявились элементы
романтизма в главе «Тамань». Печорин олицетворяет собой в данном
случае то «зло», разрушительное начало, о котором так любили писать все романтики!
Кроме того, в этой главе и другие персонажи романтизированы. Отдельные описания природы содержат в себе элементы реализма и романтизма. Но особенность пейзажных зарисовок, а том, что автор предлагает вполне реалистическое изображение города и окружающей природы, а право отразить личное восприятие даёт герою. Именно в восприятии пейзажа .
Печориным можно отметить некоторую романтичность, что служит дополнительным средством раскрытия характера персонажа. Вспомним, например, описание моря: «Месяц ещё не вставал, и только две звёздочки, как два спасительные маяка сверкали на тёмно-синем своде. Тяжёлые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподымая одинокую лодку, причаленную к берегу». Можно отметить использование традиционных для писателей-романтиков эпитетов и сравнений: одинокая лодка; тяжёлые волны; звёздочки, как два спасительных маяка. Если сопоставить эту пейзажную зарисовку с описанием Тамани, которое даёт тот же Григорий Печорин в начале или в конце главы, легко увидеть различия между ними, обусловленные выбором манеры описания. Кроме того, мастерство Лермонтова проявилось в том, что в романе практически нет описаний природы, которые даны только для изображения места действия, они служат и для характеристики героя. Так, можно сказать, что двойственность натуры Печорина отразилась и в восприятии природы в разных обстоятельствах.
Слайд 7
Не случайно Печорина сравнивают с романтическими героями М.
Ю. Лермонтова, например такими, как Арбенин и Мцыри. Известный
литературный критик А. Григорьев писал, что Печорин- «смесь арбенинских беззаконий со светскою холодностью и бессовестностью Звездича: существо совершенно двойственное...». Сохраняя отдельные романтические "черты в образе Печорина, писатель в то же время пытается в «Герое нашего времени» развенчать романтическую натуру.
Грушницкий - персонаж, который необходим автору не только как своеобразный антипод Григория Александровича, но и как, можно сказать, карикатура на романтического героя.
Однако Печорин - реалистический образ. Известны не только биография героя, обстоятельства его жизни, но и взаимоотношения с другими персонажами, психологически верное изложение его мыслей, чувств, восприятие действительности.
Слайд 8
Лермонтов и Печорин-автор и герой
Сопоставлять всякого автора
с героем созданного им произведения и просто и трудно,
потому что автор связан со своим героем прямыми, но в то же время и таинственными, необъяснимыми нитями. Потому что процесс творчества необъясним. Рассматривать связь автора с героем можно в двух планах: первый - слияние автора с героем; второй - взгляд автора на героя издалека, с позиций осуждения его пороков, его высмеивания. Иногда эти взгляды могут сочетаться. В предисловии к» Герою нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов говорит, что нарисовал современного человека, какого он слишком часто встречал: «Автор этой книги... Ему просто весело было рисовать современного человека, каким он его понимает и,.. к несчастью, слишком часто встречал.»