Слайд 3
Повести временных лет
Древнерусская литература
Из похвалы князю Ярославу
и
книгам
Слайд 4
Цели урока:
Познакомиться с особенностями древнерусской литературы и «Повестью
временных лет».
Выяснить значение древнерусской литературы для всей русской культуры,
о роли древнерусской литературы в деле объединения Руси.
Учиться уважению к предкам, воспитывать чувство гражданственности.
Слайд 6
Возникновение древнерусской литературы
С принятием христианства (988 год) из славянской Болгарии, переживавшей
в то время культурный расцвет, на Русь были привезены книги. Часть
книг переписывалась с болгарских на Руси. Древнеболгарский язык, называвшийся на Руси церковно-славянским, потому что на нем писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо понимался русскими читателями того времени. Церковно-славянский язык, гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлеченные идеи, чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более выразительным. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское — глаза, славянское — очи русское — небо, славянское — небеса и пр. Западные католические страны объединила латынь, славянские страны — церковно-славянский язык».
Слайд 7
Грамотность на Руси
Грамотность распространялась довольно медленно, и первоначально
её оплотами становились храмы и монастыри. По данным Б.
В. Сапунова, основанным на проверке летописных записей археологическими сведениями, в XI - XIII вв. в 54 городах Киевской Руси было 264 церкви, в 44 городах - 143 монастыря; в целом же, на Руси тогда функционировало примерно 10 тысяч церквей разных категорий, и каждый храм имел свой комплект богослужебных книг. Следует заметить, что Библия в целом была переведена на Руси лишь в XV в., с её чтением и переводом на национальные языки было связано немало запретов. Появление книги в русской культуре вовсе не означало, что её надо было читать - книгу было принять слушать в церкви.
Слайд 9
Особенности древнерусской литературы
Переводная и переписанная литература Византии, религиозная
литература.
Традиционность древней русской литературы.
Анонимность.
«Списки».
Первые оригинальные сочинения древнерусской литературы: летописи,
«Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печёрского».
Слайд 10
О древнерусском летописании
Что такое летопись?
Как писались летописи?
Прочитайте о
создании летописи на с.51 в учебнике.
Слайд 11
Летопись ⭠ лето, писать.
Летопись – это сочинение, где
повествование излагается по годичному принципу.
Слайд 12
Так выглядели древние
рукописные книги
Слайд 13
Текст украшался узорчатыми заглавными буквами. Листы будущей книги
соединяли и помещали в переплет – две книги, обтянутые
кожей, бархатом или парчой. К переплету прикрепляли выпуклые бляхи из дорогого металла.
Слайд 14
Первые русские летописи
Летописание, как специфический литературный жанр, зародилось
в Киеве в конце X века. Первым летописным сводом
Древней Руси был Киевский летописный свод 996 - 997 годов. Позднее, в 1037 - 1039 годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по повелению кн. Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться "Повестью временных лет".
Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу кн. Святополка II Изяславича. Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для кн. Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция "Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича.
Слайд 15
О первых летописцах
Летописание началось на Руси в XI
веке. Пер-
вым летописцем был монах Киево-Печорской
лавры Никон, которого называли
Великим.
В начале XII века монах того же монастыря
Нестор составил «Повесть временных лет».
До нас дошла переписанная и отчасти пере-
работанная монахом соседнего Выдубецкого
монастыря Сильвестром.
Эта «Повесть…» - плод творчества нескольких
поколений летописцев.
Слайд 16
Начало «Повести временных лет…»
заложил Нестор
Он видел
свою задачу в том, чтобы показать русскую землю в
ряду других европейских стран, доказать, что русский народ имеет свою историю, которой вправе гордиться.
Летописец сперва рассказывает о народах мира, а затем о судьбах славянского племени.
Слайд 17
«Се повьсти времяньных лет, откуду есть пошла Русская
земля. Кто въ Киевь нача первье княжити, и откуду
Русская земля стала есть».
Слайд 18
«Повесть временных лет»
Об основании Киева
О походах Олега
О
княгине Ольге, отомстившей древлянам за своего мужа Игоря
О великих
князьях Игоре, Святославе, Владимире, крестившем Русь
О его невинно убитых сыновьях – Борисе и Глебе
О сражениях, испытаниях и бедах, выпавших на долю киевской Руси.
Слайд 19
Прочитайте статью (с.51-52) о «Повести временных лет», которая завершается
словами Н. И. Прокофьева: «Язык «Повести временных лет» — древнерусский, доступный жителям
всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами».
Как вы понимаете эти слова?
Слайд 20
Князь
Ярослав Владимирович
В «Повести» отдана дань и отцу
Владимира Мономаха – Ярославу Мудрому. Ведь это он велел
переводить священные книги с греческого на славянский язык, даже сам списывал многое из них для народного употребления. Он заводил училища, уговаривал подданных отдавать туда детей.
Слайд 21
«…Ярослав заслужил в летописях имя государя Мудрого;
не приобрёл оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею
в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил Отечество и любил народ свой»
Н.М. Карамзин
Слайд 22
Отдавая дань уважения Ярославу Мудрому и его трудам,
древний летописец пишет «Похвалу князю Ярославу и учению книжному».
Слайд 23
Прочитайте текст древнерусской литературы «Из похвалы князю Ярославу
и книгам» на древнерусском и современном языке.
Ответьте на вопросы
2 и 3 на стр.52.
Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится , что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния» ?
Какова основная мысль прочитанного текста и сумели вы его понять на древнерусском языке?