Слайд 2
«На дне» — самая известная пьеса Максима Горького.
Пьеса была написана в конце 1901 — начале 1902
гг. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих.
В январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию.
Пьеса была разрешена к постановке только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 г. в Московском Художественном Театре режиссёрами К. С. Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин) и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.
Слайд 3
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический
кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили
по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. .
Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных
подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди». .
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Слайд 4
Здание приюта "Бугровская ночлежка" построено в 1880–1883 г.
Строительство
велось на средства предпринимателя и благотворителя
А.П. Бугрова.
Обитатели
приюта послужили прототипами пьесы Горького "На дне". Ночлежка признана объектом культурного наследия регионального значения.
Слайд 5
Макет ночлежки.
Рисунок, присланный Горьким Московскому
Художественному театру
в связи с работой
над постановкой пьесы "На дне".
Наверху надпись Горького: "Это может дать общее
представление о внутренности ночлежки, но здесь
слишком просторно, слишком много воздуха".
1902
Слайд 7
АКТЁР
кличка, напоминающая о его театральном прошлом. В перечне
действующих лиц указан только его возраст: «лет под 40»,
нет даже имени, алкоголик.
«Пропил я душу, старик... я, брат, погиб...»
«Нет у меня здесь имени... это обидно - потерять имя! Даже собаки имеют клички... Без имени нет человека...»
Пьеса заканчивается сообщением о самоубийстве Актера и репликой Сатина об испорченной песне.
Слайд 8
БАРОН
Тридцати трех лет. Человек без имени, в обращении
к нему ночлежники используют его былой титул. Неизвестно, что
его бросило на «дно», скорее всего пьянство.
Сочетание характерных для аристократа манер, словечек, остатков барского лоска с условиями грязной ночлежки часто создаст комический эффект в поведении этого самого, пожалуй, нелепого человека в пьесе.
«А... ведь зачем-нибудь я родился... а?» Это трагедия человека, не заметившего, как прошла жизнь и слишком поздно осознавшего это.
Слайд 9
НАСТЯ
«Девица, 24-х лет», сожительница Барона. От суровой и
грязной жизни пытается спастись уходом в мечту, навеянную бульварными
романами, один из которых, под названием «Роковая любовь», она читает в пьесе, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. Придумывает себе любовь, вычитанную из книжек, рассказывает о ней ночлежникам, сама в нее веря.
В окружающей ее жизни Н. не видит ничего светлого. «Надоело мне... лишняя я здесь». Происшедшая в ночлежке трагедия толкает ее к уходу. Но в конце пьесы она вновь появляется на сцене - Ей отсюда нелегко, а может быть, и невозможно выбраться.
Слайд 10
БУБНОВ
картузник, 45 лет
Все люди на земле — лишние.
Шум
— смерти не помеха.
Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…
и ты… Чего жалеть?
Все хотят порядка, да разума нехватка.
А кто пьян да умён — два угодья в нём…
Вовремя уйти всегда лучше.
На что мне совесть? я – небогатый!
Люди все живут…как щепки по реке плывут
Всё сказки
Слайд 11
«слесарь, 40 лет». В ночлежке оказался недавно из-за
тяжелых обстоятельств - болезни жены - чувствует себя среди
ночлежников чужим. У него есть рабочее место, инструменты. К обитателям ночлежки относится с презрением «…Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно...» Он стремится вырваться из ночлежки: «Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот... умрет жена... » Клещ суров и черств по отношению к жене, хотя, тяжело переживает ее болезнь и смерть. К концу действия он становится терпимее и внимательнее к окружающим.
КЛЕЩ
Слайд 12
«54 года, содержатель ночлежки». Он женат на женщине,
вдвое моложе его, живет не только платой на ночлежку,
но и скупкой краденого у Пепла, о чем знают все его квартиранты. Жильцы не любят Костылева., относятся к нему насмешливо, дерзят.
Вместе с женой он издевается над Наташей, свояченицей, в их доме постоянные драки. В момент одной из них Наташе обварили кипятком. из самовара ноги. Пепел, заступаясь за Наташу, ударил Костылева и невольно убил его.
КОСТЫЛЕВ
Слайд 13
ВАСЬКА ПЕПЕЛ
28 лет, вор. Это «аристократ» в среде
ночлежников — у него здесь отдельная комната. Для ночлежников
свой человек. У него водятся деньги, и он дает товарищам по их просьбе на выпивку Такой образ жизни не дает ему удовлетворения.
«Иди... со мной, — говорит он Наташе, — ...брошу воровство!.. Я грамотный... буду работать... я чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать... оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня... Назови ты... Наташа... пожалей меня! Несладко живу... волчья жизнь мало радует...»
Слайд 14
Крючник. В ряде случаев ночлежники называют его
Асаном, иногда князем — распространенной в то время обидной
для татар кличкой. Татарин — своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона. Большинство его реплик в произведении именно такого характера. «Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял — пропал!.. Не обижай человека — вот закон!» Но поучения Татарина выглядят комично в обществе, живущем не по законам и вне обычной морали.
ТАТАРИН
Слайд 15
ЛУКА
странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий
путь. Он мягок и в речи, и в движениях,
ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения, которые он находит практически для каждого из обитателей ночлежки
После появления старика Луки, для которого ложь во спасение правде равносильна, в пьесе лицом к лицу сталкиваются правда и ложь — две противоборствующие силы.
Слайд 16
Не всегда правдой душу вылечишь
Человека приласкать никогда не вредно
Ни
одна блоха — не плоха. все — черненькие, все — прыгают
Так, без причины,
и прыщ не вскочит
Все мы на земле странники
Человек должен уважать себя
Человек все может… лишь бы захотел
Он {человек} — каков есть — а всегда своей цены стоит
Во что веришь, то и есть
Христос всех жалел и нам велел
Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил
Всяко живет человек…как сердце налажено, так и живет
Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь
В ЧЁМ ПРАВДА ЛУКИ
Слайд 17
САТИН
«Лет под 40». Лишь в третьем акте из
реплики Луки становится известно его имя: «Веселый ты, Костянтин...
приятный». Раньше он «много читал книг», «был образованным человеком». Это подтверждается лексикой и всем строем речи. У Сатина независимый характер. Он может показаться циничным. Он уже ни во что не верит и бравирует этим. Однако ему не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией. Монологи Сатина подводят итог всему происшедшему в пьесе и формулируют этическую позицию автора.
Слайд 18
Кто слаб душой тем ложь нужна.
Характер — вещь полезная.
Многим
деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются.
Всякий человек хочет,
чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее.
Дважды убить нельзя.
В карете прошлого ни куда не уедешь.
Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?
Ложь — религия рабов и хозяев…
Правда — бог свободного человека!
В ЧЁМ ПРАВДА САТИНА
Слайд 19
Человек может верить и не верить… это его дело!
Человек
— свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум
— человек за все платит сам, и потому он — свободен!..
Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно!
Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!
Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!
В ЧЁМ ПРАВДА САТИНА
Слайд 20
В пьесе «На дне» Горький показывает
людей сломленных
жизнью,
отброшенных обществом.
«На дне» — это произведение, которое лишено
действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки.
Это набор откровений различных людей, собравшихся в ночлежке.
Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею, над которыми
нам предстоит еще
ни один раз поразмышлять.
Слайд 22
ИСТОЧНИКИ
Троицкий В. Ю. Пьеса М. Горького «На дне»
Красовский Е. В., Леденев А. В. Литература: Справочник
абитуриента.
http://www.claw.ru/book12/21_2.htm
http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/1.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/На_дне_(пьеса)
http://images.yandex.ru/yandsearch?text Горький "На дне"&stype=image