Слайд 2
Обращение к проблемам культурного и нравственного обнищания становится
центральным в литературе периода "оттепели". Эта тематика продолжает своё
развитие в 60-80-е годы XX века через деревенскую, городскую, лейтенантскую прозы, различные виды поэзии. По трагизму человеческих судеб, по яростности чувств, по эпичности воссозданных исторических переломных событий нет более "точных" произведений, чем произведения военной прозы, в особенности лейтенантской - "прозы правды", прозы жизни.
Слайд 3
Я раньше думал: «лейтенант»
Звучит: налейте нам,
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк, А просто трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота…
М. Кульчицкий
Слайд 4
Виктор Платонович Некрасов
У истоков правдивой
и честной литературы о Великой Отечественной войне стоял ВИКТОР
ПЛАТОНОВИЧ НЕКРАСОВ (1911 – 1981), в прошлом офицер саперного батальона.
Слайд 5
«В окопах Сталинграда»
Повесть «В окопах Сталинграда» была напечатана
сразу после Победы, в 1946 году. Отмечена Сталинской премией,
которую писатель отдал на покупку колясок для
инвалидов войны.
Слайд 6
« В окопах Сталинграда»
В 1946 в журнале «Знамя» была опубликована повесть Некрасова
«В окопах Сталинграда» (журнальное название «Сталинград»). Повесть вызвала в литературных кругах неоднозначное отношение. А. Т. Твардовский во внутренней рецензии писал: «Первое очевидное достоинство книги — то, что, лишенная внешне сюжетных, фабульных приманок, она заставляет прочесть себя одним духом. Большая достоверность свидетельства о тяжелых и величественных днях борьбы накануне «великого перелома», простота и отчетливость повествования, драгоценнейшие детали окопного быта и т. п. — все это качества, предваряющие несомненный успех книги у читателя. Это правдивый рассказ о великой победе, складывавшейся из тысяч маленьких, неприметных приобретений боевого опыта и морально-политического превосходства наших воинов задолго до того, как она, победа, прозвучала на весь мир. И рассказ этот — литературно полноценный, своеобычный, художнически убедительный...».
Слайд 7
« В окопах Сталинграда»
Высоко оценил повесть и А. П. Платонов:
«Некрасов, — писал он, — придает описанию войны, всему движению чувств и действиям человека, пребывающего в огне боя, необыкновенно ощутительную, живую, непосредственную конкретность; читатель все время живет в том потоке событий, в который вовлек его автор». Руководство же Союза писателей отнеслось к повести резко отрицательно, были даже проведены два специальных совещания, нацеливавших печать на ее разгром. От запланированного разгрома повесть спасла Сталинская премия (1947), присужденная Некрасову по неожиданному прямому указанию Сталина, так и оставшемуся необъяснимым.
Слайд 8
Война открывается через быт простых солдат. Книга рассказывает
об их проблемах, их неброском героизме.
Некрасов первым показал, что
победу в войне одержали не генералы и маршалы, а народ.
Слайд 9
Бондарев Юрий Васильевич
БОНДАРЕВ, ЮРИЙ
ВАСИЛЬЕВИЧ, русский писатель. Родился 15 марта 1924. После окончания
средней школы он ушёл на фронт. Был командиром артиллерийского орудия и всю войну уничтожал танки противника.
Слайд 10
«Горячий снег»
События романа «Горячий
снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й
армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий сдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести её из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и, может, даже сроки окончания самой войны. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.
Слайд 11
«Горячий снег»
«Горячий снег» — это недолгий марш выгрузившейся
из эшелонов армии генерала Бессонова и бой, так много
решивший в судьбе страны; это стылые морозные зори, два дня и две нескончаемые декабрьские ночи. Без лирических отступлений, будто у автора от постоянного напряжения перехвачено дыхание, роман «Горячий снег» отличается прямотой, непосредственной связью сюжета с подлинными событиями Великой Отечественной войны, с одним из её решающих моментов. Жизнь и смерть героев романа, сами их судьбы освещаются тревожным светом подлинной истории, в результате чего все обретает особую весомость, значительность
Слайд 12
«Некоторые говорят, что моя
последняя книга о войне, роман «Горячий снег» - оптимистическая
трагедия. Возможно это так. Я же хотел подчеркнуть, что мои герои борются и любят, любят и гибнут, не долюбив, не дожив, многого не узнав. Но они узнали самое главное, они прошли проверку на человечность через испытание огнем.»
Ю.Бондарев
Слайд 13
Кондратьев Вячеслав Леонидович
КОНДРАТЬЕВ, ВЯЧЕСЛАВ ЛЕОНИДОВИЧ (1920–1993), русский писатель.
В 1939 поступил в Московский автодорожный институт, был призван
в армию, служил на Дальнем Востоке. В 1942–1944 – на фронте, участвовал в тяжелых затяжных боях, в т.ч. под Ржевом.
Слайд 14
«Сашка»
Повесть «Сашка» выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих
писателей фронтового поколения, для каждого из них война была
своя. В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт. Например, утренний минный обстрел, раздобыть махорки, похлебать жидкой каши, греться у костра – и герой повести Сашка понимал – надо жить, надо подбивать танки, сбивать самолеты. Захватив немца в коротком бою, он не испытывает особого торжества, он вроде негероический вовсе, обычный боец. Повесть о Сашке стала повестью о всех фронтовиках, мучимых войною, но сохранивших свое человеческое лицо даже в невозможной ситуации.
Слайд 15
ВАСИЛЬЕВ БОРИС ЛЬВОВИЧ
ВАСИЛЬЕВ, БОРИС ЛЬВОВИЧ
(р. 1924), русский писатель. Ушел на фронт добровольцем после
окончания 9-го класса, в 1943, после контузии, направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Окончив ее в 1948, работал на Урале.
Слайд 16
«А зори здесь тихие…»
В 1969 в печати появляется
повесть «А зори здесь тихие…», принесшая автору широкую известность.
Повесть была инсценирована, а в 1972 на экраны вышел одноименный фильм, имевший огромную популярность и ставший классикой советского кинематографа. Многие театры включили в свой репертуар одноименный спектакль.
Слайд 17
«А зори здесь тихие…»
В этой повести Васильев описывает
жизнь и гибель пяти девушек-зенитчиц. Пришедшие на войну по
собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину. Женщины и девушки, совсем юные и молодые, война не ставит границ возраста и пола, здесь все и каждый — солдат. В тылу были немцы, и каждый солдат чувствовал свой долг перед Родиной, остановить и уничтожить врага любой ценой. Повествование ведется от имени коменданта разъезда Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. У каждой и девушек свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами, кроме основных, и все они разные люди. И именно этим солдатам, молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны; кому-то впервые, а кому-то и нет. Не все девушки проявляют героизм и мужество, не все остаются твердыми и стойкими после первого боя, но все девушки погибают. Только старшина Басков остается в живых и доводит выполнение приказа до конца.
Слайд 18
Константин Дмитриевич Воробьев
ВОРОБЬЕВ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
(1919–1975), русский писатель. Воробьев вместе с другими кремлевскими курсантами
защищал Москву.
Слайд 19
«Убиты под Москвой»
Повесть Убиты под Москвой стала первым
произведением Воробьева из разряда тех, которые были названы критиками «лейтенантской прозой». Воробьев рассказывал о той «невероятной яви войны», которой сам стал свидетелем во время боев под Москвой зимой 1941.
Трагедия главного героя повести Крик – гибель от взрыва его любимой девушки – становилась символом трагедии целого поколения, юность которого совпала с войной. Манеру, в которой была написана эта и последовавшие за ней повести Воробьева, критики назвали «сентиментальным натурализмом».
Слайд 20
Повесть «Убиты под Москвой», написанная в1961 году, остается
одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны
в 1941 году под Москвой, куда попадает рота молодых курсантов, почти без оружия. Гибнут бойцы, мир рушится под бомбами, раненые попадают в плен. Но их жизнь отдана Родине, которой они верно служили.
Слайд 21
Итог
Своеобразие рассмотренных произведений прежде
всего заключается в том, что война была показана «из
окопов», глазами непосредственных участников, как правило, юных, еще не оперившихся лейтенантов, командиров взводов и батальонов.
Истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что стало предметом раздумий героев и их авторов.
Слайд 22
Лейтенантская проза помогла понять, почему
победила армия, многие командиры которой были арестованы и казнены
в 30-х гг; почему самую страшную в истории человечества войну выиграла страна, пережившая революцию, Гражданскую войну и большевистско -сталинский террор.
Слайд 23
"Литература лейтенантов" - лейтенантская проза
- сделала картину войны всеохватной: передовая, плен, партизанский край,
победные дни 1945 года, тыл… Лейтенантская проза стала необходимым основанием всего накопленного культурного, нравственного, социального опыта людей, прошедших через Великую Отечественную войну и вынесших из неё уроки таких необходимых для существования человека качеств, как надежда, мужество и толерантность, которые помогали воспринимать человечество в целом и каждую личность в отдельности.