Слайд 2 По роману «Преступление и наказание» Петербург Ф.М.Достоевского.
Слайд 3
Блистательный Санкт-Петербург не раз становится действующим лицом в произведениях
русских писателей XIX века.
Слайд 4
«Люблю тебя, Петра творенье!»-восклицает А.С. Пушкин, создавая своеобразный
гимн великому городу в своей поэме «Медный всадник». «Полнощных стран
краса и диво» нарисован писателем так, что «перед младшею столицей померкла старая Москва».
Слайд 5
Символом гоголевского Петербурга явился «всемогущий Невский проспект»,
так как в северной столице нет ничего лучше этой
«всеобщей коммуникации». Но показав, «какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного…дня», Гоголь предостерегает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Он лжет во всякое время…»
Слайд 6
Наиболее беспощадным в изображении Петербурга
выступает Н.А. Некрасов в цикле стихотворений
«О погоде».
Все сливается,стонет, гудёт, Как-то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ, Словно город обрушиться хочет…
Слайд 7
Продолжение такой картины мы находим у Ф.М. Достоевского
в его романе «Преступление и наказание». Поскольку писатель сам не имел
возможности снимать квартиры в богатых районах столицы, а жил на так называемых «серединных улицах», то и его герои сторонятся «пушкинских кварталов».
Слайд 8
Они живут на Гороховой, Мещанской, Подьяческой…
…В домах «без
всякой архитектуры», кишащих цеховым и ремесленным населением.
Слайд 9
Родион Раскольников часто проходит через Сенную, где «жара
… страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка,
леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу», когда «от природы отстать не желая, зацветает в каналах вода…»
Слайд 10
Властвует же над всем этим убожеством великолепная панорама
Невы, от которой на главного героя веет «духом немым
и глухим».
Слайд 11
«Грязный, гадкий и зловонный Петербург летом так идет
к моему настроению и мог бы дать несколько ложного
вдохновения для романа»,- писал Достоевский.
Слайд 12
Но вдохновение писателя оказалось подлинным и сильным.Его Петербург
равнодушен к страданиям «униженных и оскорбленных». Город Евгения Онегина
весьма далек от города Родиона Раскольникова, как и волшебный «перламутр петербургской ночи» Анны Ахматовой отличается от «зловещего дегтя» петербургского дня Осипа Мандельштама.