Слайд 2
ВСЕГДА ЛИ ПРИ АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НУЖНО ИЗУЧАТЬ
КОНТЕКСТ?????
Слайд 3
Целостное рассмотрение художественного произведения
Слайд 4
Стадии анализа
художественного произведения
Слайд 6
При выборочном анализе анализируются не все элементы произведения,
а лишь те, которые представляются важными.
Слайд 7
Отбор элементов для выборочного анализа
Слайд 8
Шаблонная методика анализа
Определение темы,
Рассмотрение характера,
Установление идеи,
Анализ
сюжета и персонажей,
Описание особенностей художественной речи.
Слайд 9
А.Б. Есин шаблонный подход критикует, поскольку
1) вне его
рамок остаются
проблематика,
пафос,
композиция,
изображенный мир.
2) шаблон применяется к
любому произведению.
Слайд 10
Идеальная методика анализа
методика анализа должна быть своей для
каждого произведения, она должна диктоваться его идейно-художественными особенностями.
Слайд 11
Методика анализа по Есину А.Б.
Чтобы выборочный анализ не
был случайным и фрагментарным, он должен одновременно быть анализом
целостным.
Только при целостном взгляде на систему можно определить, какие стороны, элементы и связи в ней более существенны, а какие носят вспомогательный характер.
Слайд 12
рассмотрение художественного произведения начинается не с анализа,
а
с синтеза.
Главное отличие методики анализа А.Б. Есина:
Слайд 13
Методика анализа А.Б. Есина
1) прочитать текст и осознать
свое целостное первое впечатление;
2) проверить впечатление перечитыванием;
3) сформулировать промежуточный
итог на понятийном уровне;
4) определить содержательные и стилевые доминанты произведения.
Слайд 14
Пример
Если доминанта содержания лежит в области проблематики, то
тематику произведения можно не анализировать, сосредоточившись на связи проблематики
и идеи.
Если доминанта содержится в области пафоса - то анализ тематики необходим, поскольку в пафосе естественным образом соединяются объективный и субъективный моменты, проблематику можно не анализировать.
Слайд 15
чем точнее вы определите доминанты, тем менее трудоемким
будет анализ.
Экономия времени и усилий сочетается с постижением индивидуального
идейно-художественного своеобразия произведения, выборочный анализ оказывается одновременно и целостным.
ПРАВИЛО
Слайд 16
Более конкретное определение доминант подсказывает более конкретные пути
анализа
Идейно-нравственная проблематика требует внимания к индивидуальной «философии» героя,
к динамике его взглядов и убеждений, при этом его связи с социальной сферой оказываются, как правило, второстепенными.
Социокультурная проблематика, наоборот, требует внимания к статике, к неизменным чертам внешнего и внутреннего облика персонажей, к связям героя с породившей его средой.
Слайд 17
Выделение стилевых доминант указывает на то, чем в
произведении следует заниматься в первую очередь.
Например, анализировать элементы сюжета
не имеет смысла, если в качестве стилевой доминанты фигурирует описательность или психологизм.
Тропы и синтаксические фигуры анализируются в случае, если стилевая доминанта – риторичность.
Сложная композиция направляет внимание на анализ внесюжетных элементов, повествовательных форм, предметных деталей.
Слайд 18
Взаимосвязи доминант содержания и формы
На уровне доминант
яснее всего прослеживается единство и соответствие формы и содержания.
Имеется
связь между доминантами стиля и содержания, их соответствие друг другу.
При определении доминант формы, можно с большой уверенностью предполагать в содержании определенный набор доминант, и наоборот - знание доминант содержательных позволяет очертить наиболее вероятные доминанты стиля.
Слайд 19
СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Национальная проблематика
Сюжетность;
Монологизм (что диктуется единством нравственной
точки зрения на предмет) ;
Экспрессивность художественной речи;
Простая композиция;
Большой объем
(как правило).
Слайд 20
ярко выраженная описательность;
сюжетность и психологизм в них максимально
ослаблены
тяготение более к прозе, чем к стиху (слабая зависимость);
простая
композиция (как правило);
разноречие и номинативность речи.
Социокультурная проблематика
Слайд 21
Тяготение к сюжетности;
Почти полное отсутствие психологизма и описательности;
Условные,
а зачастую и прямо фантастические формы времени и пространства,
Слабые
обыденные причинно-следственные связи, обстановки и проч.;
Слабая связь с прозаической организацией художественной речи, монологизмом;
Сложная композиция (часто используется прием умолчания, отступления от главной сюжетной линии, объясняющие те или иные события, и т.п.);
Достаточно большой объем.
Авантюрная проблематика
Слайд 22
Сильная и очень устойчивая связь с психологизмом;
Сложная композиция;
Разноречие;
Тенденция
к большому объему;
Последовательный отказ от описательности.
Идейно-нравственная проблематика
Слайд 23
Условный характер образности;
Сложная композиция;
Разноречие;
Последовательный отказ от описательности.
Философская проблематика
Слайд 24
Содержательные и стилевые доминанты определяются в значительной степени
интуитивно, в процессе «обмена чувств на мысли», связанного с
первичным восприятием.
При определении доминант требуется:
эстетическая чуткость, вырабатываемая практикой,
свобода от шаблона («честное», по выражению А.П.Скафтымова и непредвзятое чтение),
умение грамотно использовать понятийно-терминологический аппарат.
Слайд 25
Стилевые соответствия
применительно к различным видам пафоса
Пафос сентиментальности
тяготеет к
психологизму, раскрывающему стержневую для сентиментальности эмоциональную рефлексию
автора и персонажей,
экспрессивности и риторичности художественной речи.
Слайд 26
Пафос романтики
Тенденция к психологизму и риторичности,
Условная образность,
Сложная
композиция,
Отсутствие сюжетности и описательности,
Повышенная ритмичность.
Слайд 27
Сюжетность.
Риторичность художественной речи.
Последовательный отказ от описательности и психологизма
(для героики в чистом виде, вне связей с трагизмом
и романтикой).
Сложные отношения с такими стилевыми доминантами, как жизнеподобие и условность.
Пафос героики
Слайд 28
Пафос трагического
Две сильные связи - с сюжетностью
и психологизмом.
Слайд 29
Сатирический пафос
Тяготение к условным формам и к
описательности.
Сюжетность.
Риторичность художественной речи.
Отсутствие психологизма.
Слайд 30
Во многом родственный сатире пафос инвективы очень сильно
связан с риторичностью художественной речи и менее жестко -
с описательностью и простой композицией.
Слайд 31
Пафос иронии
Разноречие.
Условность.
Сложная композиция.
Слайд 32
Стилевые тяготения, свойственные основным литературным родам - эпосу,
лирике и драме
Литературный род сам по себе представляет формально-содержательную
категорию, но в нем возможно и необходимо различать начала собственно содержательные в «надстраивающуюся» над ними поэтику.
Слайд 33
Эпос
тяготеет к сюжетности и описательности, не препятствуя
в то же время и возникновению психологизма.
номинативность и
прозаическая организация художественной речи.
Слайд 34
Драматургия
явно ориентирована на разноречие
не обнаруживает тяготения к описательности
отличается
повышенной по сравнению с эпосом условностью формы.
Слайд 35
Лирика
тяготеет к психологизму (практически не допуская при
этом сюжетности и в очень ограниченной мере описательность),
условности,
монологизму,
риторичности речи, стихотворной ее организации.
лирические произведения, как правило, невелики по объему.
Слайд 36
Связи между доминантами содержания и формы представляют не
жесткие законы, а тенденции, указывающие на определенные закономерности стилеобразования.
Некоторые
из этих тенденций сильнее, другие слабее. В каждом конкретном произведении происходит сложное взаимодействие тенденций.