Слайд 2
“Война и мир” — русская национальная эпопея, в
которой нашел свое отражение характер великого народа в тот
момент, когда решались его исторические судьбы.
Стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов, духовной культуры, верований и идеалов народа. Главной задачей Толстого было раскрытие “характера русского народа и войска.
Слайд 3
Пётр Иванович Багратион
29 июня (10 июля) 1765, Тифлис
— 12 (24) сентября 1812
Толстой описывает Багратиона «невысоким, с восточным
типом твердого и неподвижного лица, сухим, еще не старым человеком». В романе он руководит Шенграбенским сражением, именно Багратион был благословлен Кутузовым на спасение армии.
Слайд 4
“Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво
и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче
было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”. Багратион, по мнению Толстого, является идеалом “народного” полководца.
Слайд 5
Образ Багратиона рисуется автором не с установкой на
героизм, а с целью изобразить обычного человека, полководца, который
честно и свято исполняет свой долг.
Слайд 6
Барклай де Толли Михаил Богданович
(1757-1818)
Слайд 7
В "Война и мир" отражено негативное отношение солдат
и офицеров к Барклаю, хотя и подчеркнута та двойственная
роль в которой тот находился, вынужденный по воле императора Александра спасать армию, не имея шансов на ошибку в тяжелейшей ситуации.
Слайд 8
Потомственный военный, российский подданный, но по происхождению -
немец с шотландскими корнями, не имел ни состояния, ни
земель и поместий, ни влиятельных друзей и покровителей. Из бедной семьи. Все чего он достиг, он достиг сам, своим умом, своим умением и трудом, твердостью и мужеством.
Слайд 9
Кутузов Михаил Илларионович
(1745-1813)
Слайд 10
Толстой изображает Кутузова полководцем, воплотившим в себе дух
народа.
Для России Кутузова — свой, родной человек, и
когда решается вопрос о судьбе России, народ требует назначения его главнокомандующим. Толстой считал, что судить о значении того или иного выдающегося лица можно только по соответствию его действий духу народной жизни, духу добра и правды.
Слайд 11
Наполеон I Бонапарт
(1769-1821)
Слайд 12
Предводитель французов показан самовлюбленным эгоистом, который думает, что
его воле повинуется вся Вселенная. Для него люди никакого
интереса не представляют.
В понимании Толстого духовный мир предводителя французов - это "искусственный мир", населенный "призраками какого-то величия".
Слайд 15
Подробно изображены два французских полководца — Мюрат и
Даву. Они показаны, в частности, через восприятие Балашова, посланца
Александра I, который встречается и с тем и с другим.
Даву — нравственно мертвый человек, но даже он способен испытать простое человеческое чувство, на мгновение “причастившись” человеческому братству. Это произошло, когда взгляд маршала, судившего “поджигателей” Москвы, и Пьера, его подсудимого, встретились: “Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения.»