Слайд 2
Фёдор Михайлович Достоевский
Федор Михайлович, второй сын в семье,
родился 11 ноября 1821 в Москве, в здании Мариинской
больницы для бедных, где отец его служил штаб-лекарем. Мать Достоевского, урожденная Нечаева, происходила из московского купечества.
В 16 лет Достоевский лишился матери и вскоре был определен в одно из лучших учебных заведений того времени - Петербургское инженерное училище, где приобрел репутацию "нелюдимого чудака". В 1841 Достоевский был произведен в офицеры. В 1843, по окончании курса Петербургского военно-инженерного училище, был зачислен на службу при Петербургской инженерной команде и командирован в чертежную инженерию департамента. Осенью 1844 подает в отставку, решив жить только литературным трудом и "адски работать". В 1846, в "Петербургском сборнике" Н.А. Некрасова, опубликовал первое сочинение - повесть "Бедные люди".
Слайд 3
До ареста, в ночь на 23 апреля 1849,
было написано 10 повестей. Из-за причастности к делу Петрашевского
Достоевский был заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где пробыл 8 месяцев. Его присудили к смертной казни, но государь заменил ее каторгой на 4 года с последующим определением в рядовые.
15 февраля 1854, по окончании срока каторжных работ, был определен рядовым в сибирский линейный 7 батальон в Семипалатинске, где пробыл до 1859 и где под свое покровительство его взял барон А.Е. Врангель. 18 апреля 1857 Достоевский был восстановлен в прежних правах и 15 августа получил чин прапорщика. Вскоре подал прошение об отставке и 18 марта 1859 был уволен, с разрешением жительства в Твери, но вскоре получил разрешение жить в столице. С 1861 вместе с братом Михаилом начинает издавать журналы "Время".
Последние годы писатель страдал эмфиземой. В ночь с 25 на 26 января 1881 произошел разрыв легочной артерии, а за ним последовал припадок обыкновенной его болезни - эпилепсии. Умер Достоевский 9 февраля 1881 в 8 часов 38 минут вечера. Похороны писателя, состоявшиеся 31 января были настоящим событием для Петербурга: в похоронной процессии участвовали 72 депутации, а в церковь святого Духа в Александро-Невской лавре было внесено 67 венков. Похоронен был в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Памятник был поставлен в 1883.
Слайд 4
История создания романа.
Истоки романа восходят ко времени каторги
Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату
из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений. Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. Роману «Преступление и наказание»,суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы.
«Дурные последствия преступлений живут гораздо дольше, чем сами преступления, и, подобно призракам убитых, всегда следуют по пятам за злодеем»
В. Скотт
Слайд 5
Материалы для истории, положенной в основу романа «Преступление
и наказание», по свидетельству автора, можно было найти в
любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность.
Сюжет романа «Преступление и наказание» первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов. Последний сюжет (история семейства Мармеладовых) вошел в конце концов в рассказ о преступлении и наказании Раскольникова. С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая, главная, – действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения – «Преступление и наказание», и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова. Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием. В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию «Преступления и наказания».
Слайд 6
Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками
к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые
характеризуют три этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом. в творческом процессе, в постижении замысла «Преступления и наказания» столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются». Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий. В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет». Но это был финал только для идеи Наполеона. Достоевский же стремился создать финал и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощения просит у народа». При этом Достоевский прекрасно понимал, что такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала, не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического. Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова – «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой, той самой «униженной и оскорбленной» Сонечки, во имя которой он совершил убийство.
Слайд 7
Мир героев «Преступления и наказания»
В романе «Преступление и
наказание» Достоевский создал особый неповторимый мир, внутри которого действуют
особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников – «бывший студент» (так он сам отвечает в полиции на вопрос о том, кто он). Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин. Бывшим чиновником, «ровно пять суток тому назад» окончательно и безвозвратно сорвавшимся, входит в роман Мармеладов. Его дочь Соня – бывшая «барышня». Малыши Катерины Ивановны, которых нищета выгнала просить милостыню на улицу, – бывшие «дворянские дети». Свидригайлов появляется в романе как бывший помещик (хотя некогда «хозяин порядочный»). Он бесповоротно расстался со своим еще недавно благополучным прошлым и рассказывает о нем Раскольникову с каким-то насмешливым удивлением, словно о другой жизни.
Почти все герои произведения не заняты конкретным делом. Лужин в данный момент готовит себя к хищнической деятельности. Разумихин добывает средства на жизнь, делая переводы для рыночного издателя-книготорговца и увлекается проектом собственного книгоиздательского дела. Этим героям Достоевского противопоказана «нормальная» – деловая, служебная, хозяйственная – жизнедеятельность.
Слайд 8
Совершенно по-иному, чем у других писателей XIX века,
представлена в романе Достоевского семья. В «Преступлении и наказании»
нет ни одной семьи, почти все герои – члены распавшихся семейств, а большинство женщин – вдовы (мать Раскольникова, его квартирная хозяйка, ростовщица Алена Ивановна). Второй раз становится вдовой Катерина Ивановна. Даже «благополучный» (в начале романа) дом Свидригайловых постигнет беда и он перестанет существовать. Все семьи в романе либо распадаются, либо не создаются, не могут возникнуть.
Почти все поступки главного героя противоречивы, в них проявляет себя противоречивая натура Раскольникова. Противоречия его натуры проявляются и в мотивации преступления. Но мотивировки поведения героя в романе постоянно раздваиваются, ибо сам герой, попавший в плен к бесчеловечной идее, лишается цельности. В нем живут и действуют два человека одновременно: одно раскольниковское «я» контролируется сознанием героя, а другое «я» в то же самое время совершает безотчетные душевные движения и поступки. Не случайно друг Раскольникова Разумихин говорит, что у Родиона «два противоположных характера поочередно сменяются».
«Преступление и наказание» – роман «шумный». Номера гостиниц, набитые жильцами квартиры и углы, улицы и переулки го рода переполнены исступленными голосами, громкими криками, неумолкающей речью. Раскольникова даже во сне преследует все то, что окружает наяву. Из общего тона произведения выпадают лишь немногие страницы, в частности те, которые относятся к Лизавете и Соне. Только в мире этих двух героинь царит тишина, и это очень важно для автора.
Слайд 9
Имена и фамилии героев романа тщательно продуманы Достоевским
и полны глубокого смысла. Фамилия главного героя романа свидетельствует
о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям и фанатизм в отстаивании своей «идеи» ассоциировались с расколом – определенной стороной самосознания русских людей. Раскол (старообрядство, староверие) – течение, возникшее в середине XVII века в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона, которые заключались в исправлении церковных книг и некоторых церковных обычаев и обрядов. Раскольников «раскалывает» породившую его мать – землю, «раскалывает родину», а если принять во внимание отчество и идейный смысл самого образа, то возможно и прямое толкование: раскол родины Романовых.
Слайд 10
Петербург в романе
Очень большое значение в романе имеет
изображение Петербурга. У Достоевского это не город величественных дворцов
и палат, фонтанов. Это город с черными лестницами, облитыми помоями, дворцами-колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит. Не случайно в его описании преобладает желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель в комнате старухи-процентщицы, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, желтый цвет обоев в номере гостиницы, где остановился Свидригайлов. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.
Существует связь и между мыслями Раскольникова и размерами его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Эта каморка – прообраз более грандиозной, но столько же душной «каморки» большого города. Не случайно Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек.
Слайд 11
Облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова,
как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его.
В тесной и удушливой атмосфере узких улочек, в перенаселенных квартирах разворачиваются драматические события из жизни униженных и оскорбленных, жизни на позорных, унизительных для человека условиях. Глазами своего героя Достоевский воссоздает особое состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.
Таким образом можно сказать: город одушевленный но без души. Город готов унизить, затоптать бесправного, беспомощного человека, если тот не готов бороться за существование.
Слайд 12
Сюжет и проблематика романа
Основой сюжета романа «Преступление и
наказание» является убийство, совершенное главным героем. Замышляя убийство старухи-процентщицы,
Раскольников оправдывал себя тем, что на ее деньги он мог бы совершить тысячи добрых дел, а главное избавить от нищеты свою мать и сестру. Одновременно с этим Раскольников стремился проверить, к какому разряду людей, согласно его теории, принадлежит он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?» Преодолев все сомнения и переступив через себя, он совершил убийство, но никакие «добрые дела», совершенные им после этого, не оправдали его поступка и не принесли ему ожидаемого удовлетворения. На протяжении всего повествования не прекращается внутренняя борьба героя с самим собой – в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это борьба проявилась прежде всего в его поступках (оставляет деньги у Мармеладовых, но потом жалеет об этом; на бульваре – пытается спасти девочку, но потом отрекается от нее и т. д.). Раскольников рассказал Соне о том, что это он убил старуху- процентщицу и Лизавету. Он надеялся, что Соня его морально поддержит, взяв его тяжкий грех на себя. Но «тихая» девушка, живущая по христианским заповедям, разрушила его теорию простой логикой жизни и помогла Раскольникову вернуться к нормальной жизни. Герой нашел в себе силы признаться в совершенном преступлении, за что был осужден и отправлен на каторгу. За свои убеждения Раскольников заплатил дорогой ценой. Свою теорию он проверил на себе. Фактически он убил других, а духовно – себя. Но под влиянием любви и прощения, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути. Любовь Сони спасла его, и благодаря этому он смог переродиться и начать новую жизнь.
Слайд 13
Человек не имеет права замыкаться в себе, жить
лишь для себя. Человек не имеет права проходить мимо
несчастья, царящего в мире. Человек ответственен не только за свои поступки, но и за все зло, свершившееся в мире. Взаимная ответственность каждого перед всеми и всех перед каждым. Веру, истину и смысл жизни, понимание “вечных” вопросов бытия каждый человек ищет и находит, если руководствуется при этом собственной совестью. Из индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени! А безверие становится причиною всех бед и преступлений, совершающихся в мире.