Слайд 2
Вознесенский Андрей Андреевич, поэт, прозаик. Вице-президент Русского ПЕН-клуба,
академик и почетный член десяти академий мира, в их
числе Российская академия образования, Американская академия литературы и искусства, Баварская академия искусств, Парижская академия братьев Гонкур, Европейская академия поэзии и другие...
Он лауреат Государственной премии СССР 1978 года за сборник "Витражных дел мастер", дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале "Триумф" в 1996 году газета "Нувель Обсерватер" назвала А. Вознесенского "самым великим поэтом современности".
Слайд 3
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года
в Москве.
Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), участник строительства
крупнейших гидроэлектростанций - Братской, Ингурской, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР.
Мать - Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина (1905-1983) -была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов, был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.
Краткая биография
Слайд 4
В Киржаче Владимирской области Вознесенский провёл часть детства.
Во время Великой Отечественной войны Андрей с матерью были
эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941—1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич писал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра!»
После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне школа № 1060).
В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу.
Слайд 5
Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил
специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному
творчеству.
В 1958г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. "Ваше вступление в литературу- стремительное, бурное, я рад, что до него дожил" - так писал Пастернак из больницы.
Слайд 6
Творчество
Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль,
были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением
«измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов — Семёна Кирсанова.
Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности.
Слайд 7
В лучших произведениях Андрея Вознесенского 50-х годов, таких,
как поэма «Мастера», стихи «Родина», «Из сибирского блокнота», «Репортаж
с открытия ГЭС», передано оптимистическое мироощущение человека. В поэме «Мастера» прославляется «дерзкий труд» народных умельцев, от которых поэт унаследовал «ненасытный голод работы и открытий»:
Я со скамьи студенческой
Мечтаю, чтобы зданья
Ракетой Стоступенчатой
Взвивались В мирозданье!
В 60-е годы появляются новые сборники, «Антимиры» (1964) и «Ахиллесово сердце» (1966), в которых ноты жизнелюбия и человечности стали еще глубже и пронзительнее. А в поэме «Оза» (1967), говоря о миссии поэта спасти мир от «роботизации», «псевдопрогресса», Вознесенский обращается к историческим судьбам Родины, к извечной, постоянной красоте природы и человеческой души:
Лишь одно на земле постоянно,
Словно свет звезды, что ушла, —
Продолжающееся сиянье,
Называли его душа.
Слайд 8
«Ни славы, и ни коровы, ни тяжкой короны
земной - пошли мне, Господь, второго, чтоб вытянул петь
со мной…»
Вышедший в 1964 году стихотворный сборник Вознесенского «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке, для которого Владимир Высоцкий написал и спел «Песню акына».
Слайд 9
Противопоставление прошлого и настоящего, утверждение невозвратимости прошлого и
ощущение настоящего как несовершенного будущего звучит в стихотворении «Ностальгия
по настоящему» (1976). Уже само название стихотворения показывает, что Вознесенскому чужда поэтическая традиция обращения к темам памяти, прошлого, ностальгии. Парадоксальность заглавия и рефрена стихотворения, используемые автором, несут в себе глубокий смысл:
Я не знаю, как остальные,
Но я чувствую жесточайшую
Не по прошлому ностальгию —
Ностальгию по настоящему…
Одиночества не искупит
В сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
Задыхаюсь по-настоящему…
«По настоящему» и «по-настоящему» — разница в дефисе, но разница смысловая. В первом случае «настоящее», которое осмысливается в противоположность «прошлому»; во втором — в противоположность «искусственному, поддельному, ложному». Игра на совмещении двух смыслов слова «настоящее» — «современное», «подлинное» — приводит к пониманию исторического процесса как постоянного «улучшения» жизни и нравов.
Слайд 10
В 70-80-е годы гуманное чувство в стихах Вознесенского
становится более острым, зрелым и действенным. Поэт обнаруживает способность
и внутреннюю потребность всем сердцем переживать чужие горести и беды, немедленно откликнуться, прийти на помощь людям. Он остро реагирует на сложность и боли современного мира, хотя еще не всегда вносит ясность и определенность в поток своих ощущений. Но естественность чувства и простота формы побеждают и у него, все реже уступая место рассудочности и усложненным построениям. Поэт выражает свое «я» в разных ипостасях. Он, например, необыкновенно чуток к женскому страданию, к женской боли, к унижению чувства человеческого достоинства именно в женщине.
Бьют женщину. Веками бьют,
Бьют юность, бьет торжественно
Набата свадебного гуд,
Бьют женщину…
Слайд 11
Во многих стихотворениях Андрея Вознесенского звучит тема России,
Родины, получая порой необычное звуковое воплощение.
В 1993 году в
газете «Известия» печаталась поэма «Россия воскресе», состоящая из множества сонетов. В этих стихах прозвучала вера поэта в будущее спасение России:
Россию хоронят. Некрологи в прессе.
Но я повторяю — Россия воскресе.
Помолимся вместе за тех, кто в отъезде,
За ближних и дальних помолимся вместе,
За тех, кто страдает и кто в мерседесе,
За бомжа, что спит не на вилле Боргезе,
Пусть с помощью Божьей Россия воскресе!
Слайд 12
К завершению
Творчество Андрея Вознесенского вызывает пристальный интерес литературной
критики. По мнению А.А. Михайлова, «Андрей Вознесенский — поэт
более сложный для восприятия на слух, чем Евтушенко или Рождественский, и тем не менее его эстрадным выступлениям сопутствует успех в самых разных аудиториях.
По наблюдению С. Чупринина, в основе поэтического механизма Вознесенского лежат прием: не мысль или чувство порождают метафору, но парадоксальная метафора, сближая самые неожиданные вещи и понятия, зачастую с помощью звукового, графического или иного формального подобия слов, порождает чувство и мысль. В этом Вознесенский также продолжает традиции русского поэтического авангарда — опыты поэтов-имажинистов. Еще один излюбленный прием Вознесенского — оксюморон, сочетание слов с противоположным смыслом («Оглянись вперед», «Реквием оптимистический»).
Установка на творческий эксперимент и стремление к демократичности и доступности широкому читателю делают творчество Андрея Вознесенского глубоко современным и созвучным нашему времени.
Слайд 13
Андрей Андреевич Вознесенский скончался после продолжительной болезни 1
июня 2010 года, на 78-м году жизни, у себя
дома в дачном посёлке Переделкино. Смерть наступила от интоксикации, непроходимости кишечника. Вознесенский умер на руках у жены Зои Богуславской, перед смертью шептал стихи. Отпевание Андрея Вознесенского по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Поэта похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.
Смерть