Что такое творчество? Это
всегда воплощение индивидуальности и форма самореализации личности, а ещё возможность выразить своё неповторимое отношение к миру. Каждый ребёнок рождается с творческими способностями, но не все дети сами могут открыть дорогу к созиданию, и таланты, порой действительно заложенные самой природой, так и остаются не раскрытыми.
Слайд 3
Некоторые рекомендации
для стимулирования творческого мышления детей:
- предлагайте учащимся для обсуждения
какой-либо парадокс;
- воздерживайтесь от оценок;
- учите детей замечать противоречия;
- помогайте увидеть аналогии (соотношения);
- настраивайте их быть настойчивыми в добывании необходимой информации;
- учите преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;
- доверять догадке, интуиции;
- рассматривать объект с нескольких точек зрения, то есть создавать условия для «умственной разминки».
Слайд 4
Приёмы развития
творческого воображения учащихся можно свести к четырём основным направлениям:
-
агглютинация – склеивание образа из разных частей (кентавр);
- аналог – отражение, образ похож на реально существующий в природе;
- акцентирование – заострение образа на какой-нибудь черте, детали (преуменьшение, преувеличение);
- типизация – процесс разложения и соединения, в результате которых получается зримый образ (персонаж).
Слайд 5
Приёмы, которые помогают
активизировать и развивать творческое воображение. Особый интерес для процесса
обучения представляют следующие.
1.Найти новую формулировку проблемы, задачи.
- Сочинение по картине. Не описать, а составить рассказ ( боевик, комедия, сказка, ужасы.)
2.Поставить к исследуемой проблеме вопрос: «А что если…?» (исчезнут глаголы.)
3.Не бояться шуточных импровизаций, так как юмор – показатель развитости абстрактного мышления.
4.Пытаться проанализировать происходящие события с иной точки зрения.
Сочинение от имени части речи, от имени героя произведения.
5. Не бояться самых разных аналогий.
6.Отказывться от привычных стереотипов мышления.
7.Любую проблему рассматривать не менее чем с четырех точек зрения:
А) опираясь только на конкретные цифры и факты;
Б) критически оценивая ситуацию;
В) ориентируясь только на конструктивный подход;
Г) давая выход полёту фантазии.
Слайд 6
Творчество ребёнка –
это рождение во внутреннем мире читателя нового желания созидать,
сочинять, творить новое.
Залогом развития культурного читателя и создателя собственного текста является развитие воображения. Фантазии ребёнка становятся необходимой ценностью на нашем пути к рождению замыслов, творчества, открытий.
Слайд 7
Что же такое воображение? Воображение – это присущая
только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путём переработки
предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с особенностями характера, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, главной составляющей.
Слайд 8
Некоторые творческие
задания по литературному чтению.
1 класс. (13 заданий).
- Изменение темы в сочинении о весне «Видите?» (по сказке Э. Ю. Шима «Весна»).
- Создание «виртуального» диафильма по тексту шуточного стихотворения Г. М. Кружкова «Пёс Прогноз».
- Изменение настроения в сочинении о мечте Лужицы (по сказке Ф. Д. Кривина «Мечта»).
- Сочинение рассказа по заданным словам.
- Рассказ о чудаке (по стихотворению О. Е. Григорьева «Человек с зонтом»).
- Сочинение – история о чуде.
- Продолжение сказочной истории Н. К. Абрамцевой «Стёклышко».
- Сочинение – рассуждение «Что я вижу сквозь волшебное стекло?».
Слайд 9
2 класс. (14 заданий).
-
Поучительная история по пословице о слове.
- Предыстория событий сказки
Е. А. Пермяка «Волшебные краски».
- Продолжение сказочной истории Е. А. Пермяка «Пастух и скрипка».
- История о том, как тучи помирились. (по юмористическому стихотворению А. К. Дитриха «Говорила туча туче…»).
- История «О чём мечтал кораблик?» (по стихотворению Н. Н. Матвеевой «Кораблик»).
- Рассуждение «Что мне известно о слове?»
- Описание времени года (создание образа зимы).
- Сказка по начальным словам основных частей.
3 класс. (16 заданий).
- Продолжение «Шёлковой сказки» Н. К.
Абрамцевой.
- Продолжение сказки Н. К. Абрамцевой «Сказка о тумане».
- Этюд на одну из тем: «Эти облака похожи на …», «Эти тучки похожи на …».
- Сочинение пьесы (перевод сказочной истории Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» на язык драмы).
- Сочинение о предмете как о живом существе.
- История о кошке, коте или котёнке (описание животного).
- Сочинение на одну из тем: «Весенний кот», «Зимний кот», «Осенний кот» (описание животного).
- Письмо Ваньке Жукову от дедушки Константина Макарыча (по сказке А. П. Чехова «Ванька»).
- Ответ на письмо А. Я. Яшина в «Лесную газету» (по стихотворению А. Я. Яшина «Письмо в «Лесную газету».
- Сочинение на тему: «Встреча с живым существом» (сочинение на свободную тему).
4 класс. (21 тема).
- Рассказ, стихотворение, сказка,
история «Моя страна детства» (по произведениям разных авторов о детстве).
- Миниатюра на одну из тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!», «Увы, моя мечта не сбылась…».
- Рассуждение о том, изменились ли представления о Стране детства после знакомства с новыми произведениями?
- « А что значит счастье для тебя?» (Записная книжка.)
- Миниатюра «Кто такие дети?»
- 1 – 2 миниатюры на темы: «Что я люблю…» и «Что не люблю…» (по рассказам В. Ю. Драгунского).
- Рассуждения: «Понимание -…», «Счастливый миг -…» (записная книжка).
- Сочинение в любом жанре на одну из тем: «Райский денёк». «Райское местечко».
- Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?
- Рассуждение «Радость -…» (записная книжка).
- Сочинение – презентация любимой книги.
- Сочинение колыбельной.
текстом могут быть названы интерпретацией читателя – его творческим
«выходом» из пространства прочитанного текста:
Интонирование произведения (отрывка) вслух, т. е. выразительное чтение, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя;
Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, доклад, изложение точки зрения своей групповой);
Создание нового текста (сочинения):
1) «по следам» прочитанного;
2)на свободную тему, сопряжённую с уже знакомой идеей поэта или писателя;
«Раскадровка» текста с целью создания виртуального диалога (Мультфильма) на сюжет прочитанного художественного произведения;
Чтение произведения по ролям с целью показать особенности личного восприятия роли каждого персонажа в произведении;
Драматизация произведения (подготовка и постановка спектакля по заранее продуманному сценарию);
Перевод произведения с языка одного литературного рода на язык другого рода (например, подготовить текст драмы на основе повествовательного произведения);
Иллюстрирование произведений, прочитанных на уроке и самостоятельно. Создание индивидуального образа героя, события.
Слайд 13
1 –й класс.
Особенности
первых литературных опытов.
Учим их находит в тексте особые сигналы:
Видеть незнакомые слова и искать способы их толкования;
Обращать внимание на то, как слова соединяются между собой в словосочетания; искать необычные соединения слов, создающих образ;
Обращать внимание на порядок слов, помогающих автору передать свои особые чувства и переживания;
Видеть интонационную сторону текста: обращать внимание на знаки препинания и пояснять их роль в предложении и произведении в целом.
Слайд 14
2-й класс.
Особенности освоения
литературных жанров и оценивания творческих работ учащихся.
В этом году ученики знакомятся с особенностями продолжения рассказа.
Рассказ – небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение с реалистической окраской, содержащее развернутое и законченное повествование о каком – либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
оценивается в детских работах?
Во – первых, удается ли авторам
подхватить, развить мысль автора.
Во – вторых, умение грамотно выражать мысли.
В – третьих, оригинальность нового продолжения.
Важно учесть:
- Во – первых, история должна продолжаться. Для этого ученики будут придумывать новое интересное событие.
- Во – вторых, можно ввести в сказку нового героя.
- В – третьих, эпизод, который сочиняют наши «авторы», должен логично заканчивать сказку.
- В – четвертых, хотелось бы сохранить авторский стиль повествования.
класс.
Способы открытия изобразительных средств авторского языка.
В этом году происходит исследование изобразительных средств, которые помогают нашим авторам видеть и осмысливать, каким образом каждый писатель или поэт достигает особого совершенства, изобретательности в создании художественного образа природы, человека, животного, неодушевленного предмета.
Слайд 17
Этапы работы с текстом,
которые проходят наши читатели:
- знакомятся с содержанием произведения:
героями, описанием места действия, развивающимися событиями;
- учатся наблюдать за тем, как удивительно просто построена сказка, в какой форме она написана;
- улавливают основную идею писателя;
- проникают в «мастерскую слова»: исследуют изобразительные средства, прислушиваются к «мелодике прозы» писательницы, отыскивают особенности индивидуального авторского стиля.
Слайд 18
Критерии для оценивания творческой работы:
оригинальность
в раскрытии темы;
умение создать интересный образ;
необычность авторского языка.
й класс.
Жанры литературы, помогающие взрослеть. Способы их исследования.
В этом году дети знакомятся с самыми интересными литературными жанрами, которые позволяют читателю стать взрослее, учат свободно выражать свои суждения, философствовать, рассказывать о том, что близко, что волнует, что толкает к творчеству. Такие жанры, как миниатюра, записная книжка, отзыв, эссе, важны для исследования и потому, что они помогают автору определиться в нравственных ориентирах, заглянуть в будущее, а главное – сделать собственный выбор в вопросах дружбы, взаимопонимания, любви, отношения к природе, близким и чужим людям, их мыслям и поступкам.
Слайд 20
Миниатюра – небольшое сочинение,
которое предусматривает завершенный, цельный и живописный характер.
Темы: «Моя Страна детства»; «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…»; «Что я люблю?»; «…И что не люблю?»; «Что мне известно о слове?» и т. д.
Слайд 21
Каждый класс посвящен определенной теме в
развитии творческих способностей.
1 –й класс.
Особенности первых литературных опытов.
2-й класс.
Особенности освоения литературных жанров и оценивания творческих работ учащихся.
3 –й класс.
Способы открытия изобразительных средств авторского языка.
4 – й класс.
Жанры литературы, помогающие взрослеть. Способы их исследования.
Слайд 22
Дневник – это подневные
записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям жизни.
Внешняя, но более других обязательная примета дневников – обозначение дат. Дневник является разновидностью жанра мемуаров.
Основные черты:
автор выражает свою точку зрения;
его суждение кратко;
запись отличается естественностью, ясностью;
то, о чем пишет автор, волнует любого читателя;
язык писателя ясный, поэтичный, образный.
Слайд 23
Темы для рассуждений:
-
«Райское местечко»;
- «Райский денек»;
- «Кто такие взрослые?»;
- «Кто такие
дети?»;
- «Моя Страна Детства» и т. д.
Темы для ведения записной книжки:
- «Что такое мысль?»;
- «Можно ли услышать тишину?»;
- «Как, по-твоему, создаются образы?».