Слайд 2
Проблемный вопрос.
Кто он Пугачёв «Изверг и злодей
или умный талантливый народный вождь? (Иными словами «волк или
человек»?)
Слайд 3
Гипотеза: «Волк или человек»? Этот вопрос является одним
из главных в произведении. Или и то, и другое.
Человеческий облик Пугачёва сложен и противоречив. В нём уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь.
Слайд 4
Задачи:
Прочитать повесть «Капитанская дочка».
Изучить «Историю Пугачева».
Раскрыть образ Пугачева
на основе сопоставления.
Методы:
Изучение и анализ художественного текста.
Изучение критической литературы
Слайд 5
План.
«Две стороны одной медали».
Знакомство.
Образ Пугачева.
Портрет.
Романтические черты.
Обращение к фольклору.
Народность
образа.
Роль образа Пугачева в любовном сюжете.
Деликатность души.
Жизненные позиции.
Отношение персонажей
к Пугачеву.
Пугачевщина.
Слайд 6
«Две стороны одной медали».
С одной стороны, он дан
как историческая личность- талантливый руководитель военных действий повстанцев против
правительственных войск 1773-1774 гг.
С другой стороны, автор обращает
внимание на человеческие качества Пугачёва, которые раскрываются во
взаимоотношениях с Гринёвым: эта линия мышления субъективная.
Слайд 7
Знакомство.
-Первая встреча Гринева с Пугачевым дана при романтических
обстоятельствах: степь, буран.
-Сон Гринева предвещает дальнейшее развитие этих отношений
и является средством раскрытия характера Пугачёва. Здесь присутствуют внешние черты сходства, появляются некоторые качества характера Пугачёва( кровожадность, лукавство), Пугачёв во сне – отец Гринёва хочет его благословить
-Постоялый двор, где остановился Гринёв, похож на
«разбойничью пристань».
Слайд 8
Образ Пугачёва как народного вождя показан в свете
концепции русского национального характера:
Образ Пугачева
Слайд 9
а) ум, сметливость
б) широта натуры.
Способность совершать благородные поступки.
г)
смелость, отвага:
д) с одной стороны, сила, возникает даже мотив
богатырства:
е) память на добро.
ж) свободолюбие.
Слайд 10
Портрет
В романе постоянно говорится о глазах Пугачева. «черные,
живые, блестящие с плутовской хитринкой». В их таинственном блеске-
сила и притягательность, наполняющая душу «паническим ужасом». («Незваный гость»)
Слайд 11
Портрет.
В портрете не проявляется эволюция характера, зато одежда
указывает на превращение из бродяги в «царя».В главе «Вожатый»
Пугачев одет в «оборванный армяк и татарские шаровары», а в главе «Приступ» происходит метаморфоза: «на нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями»
Слайд 12
Романтические черты.
А)Одиночество. Пугачев одинок даже среди единомышленников. Он
понимает, что они готовы его предать, чтобы спасти себя.
«Улица моя тесна: воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».
Слайд 13
В)С образом Пугачева связан традиционный романтический мотив- мотив
разбойников. В главе «Мятежная слобода» наперсниками Пугачёва являются беглый
капрал Белобородов и ссыльный преступник Хлопуша, которые ведут между собой разбойничьи разговоры
- Тебе бы всё душить да резать… Сам в могилу смотришь, а других губишь.
- …я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в тёмном лесу, не дома, сидя за печью; кистенём и обухом, а не бабьим наговором.
Слайд 14
Г)Образ Пугачева связан с романтической символикой: Гринёв впервые
встречает его в буран; во «дворец» мнимого государя он
попадает ночью. Романтические черты в портрете: «сверкающие», «ястребиные» глаза, «широкий» кулак.
Слайд 15
Обращение к фольклору. Подчёркнута чисто народная стихия.
Те
главы, где появляется Пугачёв, обыкновенно имеют эпиграф из народных
песен, где воспевается «добрый молодец».
«…Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая».
Слайд 16
Народность образа.
Народность образа Пугачева особенно ярко выражается в
его речи. Много пословиц, поговорок, устойчивых выражений.
«В огороде летал,
конопли клевал; швырнула бабушка камушком- да мимо».
«…небо с овчинку показалось…»
«…ступай себе на все четыре стороны…»
«…Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет…»
«Долг платежом красен».
Слайд 17
Роль образа Пугачева в любовном сюжете.
Гринев пытается понять
роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши.
Пугачев, следуя
народной нравственности, заступается за сироту, по- отечески сочувствует Гриневу и предлагает даже сыграть свадьбу и попировать.
Слайд 18
Деликатность души
Испытание Пугачева. Самозванец, желая помиловать «знакомца», отступает
от своего долга. Преодоление конфликтной ситуации рисует нам духовно
богатую личность Пугачева. Он проявляет мудрость и доброту, нам открывается редкая деликатность души.
Слайд 19
Жизненные позиции Пугачева.
Они раскрываются в диалогах с Гриневым,
в сказке старой калмычки об орле и вороне.
«Поздно мне
каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал».
«…чем триса лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там Бог даст!»
Слайд 20
Отношение других персонажей .
Гринев:
-Пугачев- смышленый мужик. Изверг, злодей
для всех, кроме меня.
Савельич:
-Пьяница оголелый, проходимец.
Отец Гринева:
-Мятежник.
Слайд 21
До самого конца продолжается борьба двух начал в
Пугачеве, который находит в себе силы достойно уйти из
жизни, исполнить последний долг.
«Пугачев стал прощаться с народом; кланялся во все стороны, говоря прерывающимся голосом: «Прости, народ православный; отпусти мне, в чем я согрубил перед тобою; прости, народ православный!»
А. С. Пушкин «История Пугачева».
Слайд 22
Пугачевщина
В «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересовала прежде всего
«пугачевщина». Повесть Пушкина вобрала в себя богатый материал, освоенный
и обобщенный в «Истории Пугачевского бунта». В «Истории Пугачевского бунта» последовательно описан ход восстания; противостояние лагерей, расслоение внутри каждого из них, действия бунтовщиков и правительственных начальников.
Слайд 23
Пугачевщина.
А в «Капитанской дочке»….
«Неожиданным происшествием явилась «пугачевщина». Пугачевщина
имела решающее влияние на жизнь героев. Она обусловила не
только ход событий, но и судьбы героев, она способствовала благоприятному разрешению любовной коллизии(Гринев- Маша), грубо разрушенной старшим Гриневым.
Слайд 25
Вывод
История вывела Пугачева из- под своих таинственных покровов,
сделав символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно
волшебной, почти сказочной. Прототип пушкинского Пугачева- реальное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке, подлинными историческими фактами, которые упомянуты Гриневым.
Слайд 26
Вывод.
Но Пугачев в повести не тождественен своему историческому
прототипу. Образ Пугачева- сложный сплав исторических и фольклорных элементов,
это образ- символ, развертывающийся, как и любой символический образ, в нескольких, порой взаимоисключающих, смысловых плоскостях.