Слайд 2
Методологический паспорт проекта
Противоречие: Творчество каждого автора самобытно, индивидуально.
Но довольно часто в произведениях художественной литературы, принадлежащих перу
мастеров слова, можно наблюдать явное или скрытое, но несомненное, «присутствие» чужого текста.
Проблема: Каково значение привлечения чужого текста в творчестве классиков русской литературы?
Слайд 3
Методологический паспорт проекта
Актуальность исследования:
Продолжение исследовательской работы 2009-2010 учебного
года
Интерес к роли и значению пушкинского слова в произведениях
русской литературы, изучаемых в 10м классе
Слайд 4
Методологический паспорт проекта
Цель исследования: выявить роль пушкинских реминисценций
в русской литературе ХIХ века на примере романа И.А.Гончарова
«Обыкновенная история», романа Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда».
Слайд 5
Методологический паспорт проекта
Гипотеза: Если
изучить литературу, дающую определение и
систематизацию реминисценции, ее типам и функциям в художественном тексте;
изучить
биографические материалы, дающие представление о роли пушкинского слова в формировании творческого мироощущения писателей; исследовать тексты художественных произведений;
исследовать тексты художественных произведений;
выявить основные типы пушкинских реминисценций в исследуемых текстах;
Слайд 6
Методологический паспорт проекта
То можно сделать вывод о
роли пушкинских
реминисценций в литературе XIX века;
роли реминисценции как таковой в
литературе XIX века.
Слайд 7
Методологический паспорт проекта
Задачи:
1) Изучить литературоведческие материалы, дающие определение
и систематизацию реминисценции, ее типам и функциям в художественном
тексте;
2) Изучить биографические материалы, дающие представление о роли пушкинского наследия в формировании творческого мироощущения И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова;
Слайд 8
Методологический паспорт проекта
3) Исследовать тексты художественных произведений (роман
И.А.Гончарова «Обыкновенная история», роман Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказ А.П.Чехова «Скрипка
Ротшильда») на предмет использования в них реминисценций пушкинских текстов;
4) Выявить основные типы реминисценций в данных произведениях и определить их роль;
5) Сделать выводы о значении пушкинских реминисценций в литературе ХIХ века (на примере романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история», романа Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»).
Слайд 9
Библиография
Справочный материал:
Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. «Хрестоматия критических материалов.
Русская литература XIX века»
Берковский Н. Я. «Повести Белкина», «Статьи
о литературе»
Википедия Свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org)
Головачева А. Г. «Повести Ивана Петровича Белкина, «пересказанные» Антоном Павловичем Чеховым», «Чеховиана: Чехов и Пушкин»
Издательство Московского университета. «Русская литература XIX – XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы в двух томах»
Слайд 10
Библиография
Касаткина Т.А. «Художественная реальность слова: Онтологичность слова в
творчестве Ф.М. Достоевского как основа "реализма в высшем смысле"»
Лотман
Ю.М. «Учебник по русской литературе для средней школы»
Мельник В.И. «А.С.Пушкин в жизни И.А.Гончарова» - www.portal-slovo.ru.
Супрун А. Е. «Текстовые реминисценции как языковое явление»
Хализев В.Е. «Теория литературы»
Слайд 11
Библиография
Художественные произведения:
Гончаров И.А. «Обыкновенная история» - СПБ.: Издательская
Группа «Азбука-классика», 2009.
Достоевский Ф.М. «Идиот» - М.: «Издательство Астрель»,
2010.
Пушкин А.С. «Сочинения в трех томах» - М.: «Художественная литература», 1986.
Чехов А. П. «Полное собрание сочинений и писем» - М.: «Наука», 1974-1982.
Слайд 12
Теоретическая часть
1.1 Определение понятия «реминисценция» в литературе и
характеристика основных его видов
1.2 Пушкинское слово в русской литературе
ХIХ века
Слайд 13
Теоретическая часть
2.1.1. Иван Александрович Гончаров и Александр Сергеевич
Пушкин
2.2.1. Федор Михайлович Достоевский и Александр Сергеевич Пушкин
2.3.1. Антон
Павлович Чехов и Александр Сергеевич Пушкин
Слайд 14
Практическая часть
2.1. Пушкинские реминисценции в романе И.А. Гончарова
«Обыкновенная история»
2.1.2. Реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история»
2.2.
Пушкинские реминисценции в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»
2.2.2. Реминисценции в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»
2.3. Пушкинские реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»
2.3.2. Реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»
Слайд 15
Практическая часть
А.С. Пушкин
Адриян Прохоров обыкновенно был угрюм и
задумчив
Но Трюхина умирала на Разгуляе, и Прохоров боялся, чтоб
ее наследники, несмотря на свое обещание, не поленились послать за ним в такую даль и не сторговались бы с ближайшим подрядчиком.
А.П. Чехов
Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа
Полицейский надзиратель был два года болен и чахнул, и Яков с нетерпением ждал, когда он умрет, но надзиратель уехал в губернский город лечиться и взял да там и умер.
Слайд 16
«Я … жаркий и неизменный поклонник Александра
Сергеевича. Он с детства был моим идолом, и только
он один…» - И.А. Гончаров
Слайд 17
Пушкинское слово в романе «Обыкновенная история»
Борис Годунов
Евгений Онегин
Капитанская
дочка
Медный всадник
Моцарт и Сальери
Руслан и Людмила
Скупой рыцарь
Цыганы
Возрождение
Демон
«Если жизнь тебя
обманет…»
К *** («Я помню чудное мговенье»)
«Мой первый друг, мой друг бесценный…»
«Погасло дневное светило…»
Полководец
Цветок
«Я вас любил…»
«Я пережил свои желанья…»
Слайд 18
Пушкинские реминисценции в романе «Обыкновенная история»
Слайд 19
Пушкинские реминисценции в романе «Обыкновенная история»
И.А. Гончаров «Обыкновенная
история»
однообразные каменные громады, которые, как колоссальные гробницы,сплошною массою тянутся
одна за другою.
А.С. Пушкин «Медный всадник»
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен
Слайд 20
Выводы
При знакомстве с тем или иным произведением художественной
литературы мы часто сталкиваемся с явлением реминисценции.
Реминисценции — это
«образы литературы в литературе».
Слайд 21
Выводы
Реминисценции составляют одно из звеньев содержательной формы литературных
произведений.
Реминисценции реализуют культурно-художественную и жанрово-стилистическую проблематику творчества писателей,
их потребность в художественно-образном отклике на явления предшествующего искусства, прежде всего словесного.
Слайд 22
Выводы
Пушкинское слово живет в произведениях русских писателей-классиков в
самых разных проявлениях.
Слайд 23
Выводы
В романе И.А.Гончарова «Обыкновенная история»
пушкинские реминисценции:
присутствуют во всем многообразии;
составляют важный пласт «Обыкновенной истории»,
который связывает воедино все нити повествования, «временные» измерения романа;
помогают читателю осознать причинно-следственные связи происходящего;
дополняют и углубляют образы героев при соотнесении их с пушкинскими;
помогают спроецировать происходящее в современном мире на ушедшую эпоху, выявить изменения, происшедшие в обществе и раскрыть их причины.
Слайд 24
Выводы
В романе Ф.М.Достоевского «Идиот» «ключевая» реминисценция:
неразрывно
связана с проблематикой романа и авторским замыслом;
раскрывает многие аспекты
внутреннего мира главного героя;
проясняет чувства героя к Аглае и Настасье Филипповне;
выводит героя на уровень предельного философского обобщения, приближая его к образу Христа;
предвосхищает трагический итог жизни героя.
Слайд 25
Выводы
В рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»
пушкинская реминисценция:
является основой композиции рассказа;
раскрывает перед читателем глубинное сходство
и внутреннюю полемику «двух крайних звеньев одной цепи – русской классической литературы».
Подводит читателя к осознанию того, что бесчеловечно прожитая жизнь несостоявшегося «Ротшильда» была непрожитой жизнью музыканта.
Слайд 26
Выводы
Реминисценция как таковая:
является интереснейшим художественным средством
бесконечно
расширяет смысловое пространство текста;
рассчитана на память и ассоциативное восприятие
читателя;
требует высокой читательской культуры;
выполняет функцию напоминания.
Слайд 27
Всего и надо, что вчитаться,- боже мой,
Всего и
дела, что помедлить над строкою –
Не пролистнуть нетерпеливою
рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.
Ю. Левитанский