Слайд 4
КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
методические рекомендации для учащихся по подготовке
к ЕГЭ;
особенности типов заданий;
тренировочные задания из открытых вариантов КИМ;
тренировочные
варианты ЕГЭ;
критерии проверки и оценки выполнений заданий С1, С2, С3, С4, С5-1 – С5-3;
Список художественных текстов для обязательного чтения.
Слайд 6
ПРОБЛЕМА
Отсутствие достаточной методической помощи в решении трудностей при
подготовке к ЕГЭ
Слайд 7
ЦЕЛЬ
Создание рекомендаций (шпаргалок) для подготовки выпускников к экзамену
по литературе в формате ЕГЭ
Слайд 8
ЗАДАЧИ
проанализировать существующую литературу по проблеме;
изучить структуру КИМов и
критерии проверки и оценки работы;
составить словарик литературоведческих терминов;
проанализировать список
художественных текстов и разделить весь материал на блоки;
познакомиться с алгоритмами и памятками анализа эпического, драматического и лирического произведений;
изучить подробнее рекомендации к созданию сочинений (часть С5);
познакомиться с рекомендациями психологов при подготовке к ЕГЭ.
Слайд 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА.
Подготовка к экзамену:
Подготовьте место для занятий: убери
со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия,
тетради, бумагу, карандаши и т. п.
Введите в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета. Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее интересен и приятен.
Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
Выполняйте как можно больше различных опубликованных текстов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями текстовых занятий.
Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2 минут).
Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.
Слайд 13
ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Жизненные моменты авторов произведений, напрямую связанных с
конкретным произведением;
Влияние общественной жизни на замысел произведения;
Отражение времени;
Подражание историческим
лицам.
Слайд 19
ЧАСТЬ 1: РАБОТА С ТЕКСТОМ. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.
1. Установите
границы эпизода (временные, пространственные, текстовые).
2. Определить основной смысл эпизода,
если надо, дать ему название.
3. Решить, какие персонажи являются основными носителями смысла в эпизоде.
4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.
5. Увидеть, какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода ( пейзаж, портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и т.д.).
6. Понять, какова логика раскрытия эпизода.
7. Ощутить, какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.
8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он «сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в целом (с идеей, проблемами, темой произведения).
Слайд 20
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА
Место эпизода в развитии сюжета
и композиции произведения;
Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских
отступлений);
Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности;
Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.
Слайд 21
ЧАСТЬ 2: АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Автор, заглавие;
Жанр стихотворения (сонет, элегия,
исповедь, миниатюра, письмо);
Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт
и поэзия);
Сюжет, композиция, проблема;
Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения;
Лирический герой;
Место автора в произведении;
Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения;
Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи);
Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические);
Ваше мнение.
Слайд 22
ЧАСТЬ 3: НАПИСАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СОЧИНЕНИЯ.
Как писать сочинение?
Композиция
сочинения:
Вступление
Основная часть
Заключение
Слайд 23
ВСТУПЛЕНИЕ
Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие
сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во
вступлении может:
содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете смысл названия…»);
содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы», «образ героя»…).
Слайд 24
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения
в соответствии с заданной темой.
В основной части следует избегать:
Пересказа
литературного произведения;
Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли.
Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.
Слайд 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё
раз обращение внимания на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
Короткой,
но емкой;
Органически связана с предыдущим изложением.
В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
Слайд 28
ТРУДНОСТИ
Психологические: тревожность, растерянность, отсутствие четкости структурированности мышления и
т.п.;
Недостаток информационной базы;
Большой объем материала;
Отсутствие необходимой практики в написании
сочинения на уроках литературы;
Малое количество репетиционных экзаменов в формате ЕГЭ.
Слайд 29
ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ
Большой объем материала