Слайд 2
Лев Николаевич Толстой — большой мастер слова, под
его пером оживали любой описываемый эпизод, сцена, портрет героя,
но картины природы особенно полны необъяснимого очарования.
Слайд 3
Природа в произведениях Льва Николаевича не просто фон,
на котором живут и действуют его герои. Она отражение
их чувств, внутреннего состояния.
Слайд 4
Любимые персонажи писателя: Наташа Ростова и княжна Марья,
Пьер Безухов и Андрей Болконский - часто любуются окружающей
красотой, «впуская» её в свою душу.
Слайд 5
Мы никогда не увидим Элен и Анатоля Курагиных,
Бергов, Наполеона, уделяющих внимание картинам природы. Они самолюбивы и
эгоистичны, их занимают лишь собственные персоны.
Слайд 6
С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой вечное
обновление жизни, она становится свидетелем и участником духовного поиска
героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь и изменить её.
Слайд 7
Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над
собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое,
с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план.
Слайд 8
Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе
открываются очень простые, но, прежде непонятные истины: «Как же
я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба».
Слайд 9
После ранения и смерти жены Болконский ни о
чем не мечтает, ничего не ждёт от жизни. По
пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками », стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев.
Слайд 10
Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой
видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто
говорит: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья», - и в голове героя проносятся печальные мысли.
Слайд 11
В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью,
раскрыв окно, становится невольным свидетелем её разговора с Соней.
Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает у девушки бурю эмоций, будит ее воображение. В душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».
Слайд 12
Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб. Но
в этот раз старое дерево предстает в ином обличье:
«Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно.»
Слайд 13
В «Войне и мире» пейзаж показан и с
точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения на
природе.
Слайд 14
Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое
утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты:
как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли... Земля... сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».
Слайд 15
Освещая исторические события, повлиявшие на ход мировой истории,
Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать
смысл и масштабы происходящего.
Слайд 16
Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы
натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны. Писатель
был убеждённым её противником, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.
Слайд 17
Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние
леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного
камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте...»
Слайд 18
В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется
тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и поля, «на
которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.
Слайд 19
А как трогательно описан дождь, накрапывающий на Бородинском
поле вечером 26 августа 1812 года. Это «слёзы неба»
об убитых людях, защищавших свою родину,
или обманутых, «очарованных» сказкой о дальних московских землях, пришедших поживиться за чужой счёт, но нашедших здесь лишь могилу.
Слайд 20
Любоваться красотой могут многие, но почувствовать её, пропустить
через своё сердце, наполниться ею, обогатиться духовно — дано
не многим, а Лев Николаевич ещё и умеет всё это гениально отразить «на бумаге».
Слайд 21
Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и
Бородинского поля, картины охоты и описание старого дуба -
классические, непревзойдённые образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.