Слайд 2
План
Биография Сервантеса
Испания 16-17 вв.
Испанский роман эпохи Возрождения
Гуманизм эпохи
Возрождения
Элементы пародии в романе
Образ Дон Кихота
Образ Санчо Пансы
Слайд 3
Мигель де Сервантес Сааведра
1547-1616
Сын бедного лекаря
В 1575 попал
в плен к алжирским пиратам, откуда был выкуплен лишь
через 5 лет. Многократно пытался организовать побег
По слухам, лишился глаза и руки
Сервантес работал сборщиком недоимок. Дважды подвергался тюремному заключению по обвинению в денежных злоупотреблениях.
Последние годы жизни Сервантес провел в большой нужде
В 1605 г. вышла в свет первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», задуманного Сервантесом в тюрьме
Слайд 4
Испания 16-17 вв.
Особенности эпохи:
Развитие капиталистических отношений, торговли
Обнищание
государства
Борьба городов за власть
Беспорядки в колониях
Аристократия приходит в упадок
Господство
религии
Инквизиция – карательный институт
Кризис в экономике и политике
Запоздалое культурное развитие после реконкисты
Слайд 5
Отличительные черты романа Возрождения
Роман как жанр появляется в
Испании с запозданием
На начало 16 в. Приходится рассвет рыцарского
романа
За образец авторы брали романы Англии и Франции
Роман был наиболее значимым жанром в испанской литературе раннего и зрелого Возрождения
Роман развивается в двух направлениях- область идеала (пасторальный роман, рыцарский роман) и область суровой реальности (плутовской роман)
Интерес к личности, её чувствам, распространение гуманизма
Переход от рыцарского романа к современному, в центре которого внутренний мир человека
Слайд 6
Гуманизм эпохи Возрождения
Идеология гуманизма эпохи Возрождения основывалась на
вере в человека, в его силы и способности, в
неисчерпаемые возможности, в деятельную, творческую энергию. Однако живой человек совсем не похож на прекрасный идеал гуманизма.
В своем Романе Сервантес высмеивает несостоятельность этих идей, оторванность их от жизни
Слайд 7
Элементы пародии в романе
Паро́дия — комическое подражание худ. произведению
или группе произведений. Обычно строится на нарочитом несоответствии стилистики
и тематики
Пародийность проявляется в высокопарных сонетах, неуместных цитатах «античных мыслителей», в комических ситуациях, в образах главных героев — рыцаря, его оруженосца, коня и прекрасной дамы.
Дон Кихот сражается с «полчищами» баранов
Имена персонажей говорящие: Кихот – набедренная часть лат, Панса – брюхо, Россинант – каламбур, означающий низкопородную лошадь или грубого невоспитанного человека
Слайд 8
Элементы пародии в романе
Так же пародируются в романе
рыцарские обряды и обычаи: церемония посвящения в рыцари, этикет
рыцарского поединка, детали «рыцарского служения» даме (например, когда Дон Кихот приказывает «побежденным» его противникам отправиться к Дульсинее Тобосской и предоставить себя в ее распоряжение).
Разгоряченное воображение Дон Кихота заставляет его во всем видеть блистательные авантюры или волшебство, принимать ветряные мельницы за великанов, постоялый двор — за роскошный замок, таз цирюльника — за чудесный шлем, каторжников — за угнетенных рыцарей, даму, едущую в карете, — за похищенную принцессу.
Слайд 9
Образ Дон Кихота
Дон Кихот — центральный персонаж
романа. Комичная фигура престарелого бедного кастильского идальго, настоящее имя
которого Алонсо Кихано. Это худой и бледный господин в старых доспехах на тощем Россинанте.
Он болезненно реагирует на все, что касается героических приключений. Однажды решается стать рыцарем, взяв за образец не настоящее рыцарство, а вымышленных геров из романов.
Слайд 10
Образ Дон Кихота
Дон Кихот свято верит в фантастические
повествования о подвигах рыцарей. Действительность в его восприятии трансформируется
под их воздействием.
Возвышенные рассуждения и благородные мечты Дон Кихота смешны и нелепы в соединении с его дурацкими «подвигами», а его Прекрасная Дама оказывается грубой неграмотной крестьянкой «…барру она мечет не хуже самого здоровенного парня изо всей нашей деревни. А уж глотка, мать честная, а уж голосина!» - говорит о ней Санчо.
Слайд 11
Образ Дон Кихота
Дон Кихот – одинокий романтик, отличается
добротой и благородством, но живет в мире грез и
не понимает окружающей реальности, поэтому он нежизнеспособен. Он вызывает симпатию и сочувствие, но не желание подражать ему.
Слайд 12
Образ Санчо Пансы
Санчо Панса – оруженосец Дон Кихота.
Он простой крестьянин, земледелец, которого привлекла возможность стать губернатором
острова, обещанная Дон Кихотом.
Санчо Панса, в отличие от Дон Кихота, вовсе не мечтатель. Он трезвый, рассудительный, практичный, несколько хитрый.
Образ Санчо Пансы – воплощение народа. Он носитель народной мудрости, но при этом прост и наивен. Легко поддается мечте о беззаботной жизни в достатке, верит всем россказням Дон Кихота.
Слайд 13
Образ Санчо Пансы
Санчо Панса, необразованный крестьянин, совсем
не глуп. В сравнении с аристократией, занятой розыгрышами и
развлечениями, Санчо показывает себя мудрым, ответственным правителем. Он знает и понимает народ, в отличие от остальных персонажей.
Слайд 14
Сходства и различия между героями
Слайд 15
В начале книги Дон Кихот - мечтатель, далекий
от реальности.
Во второй части Дон Кихот умен и вполне
способен на здравомыслие, а перед смертью «рыцарская болезнь» и вовсе проходит.
Дон Кихот
В начале романа Санчо Панса - реалист, типичный крестьянин, интересуется только бытовыми вопросами .
Во второй части Санчо Панса - мечтатель, но при этом он не теряет прежнего реализма и ищет пути выживания и заработка.
Санчо Панса
Слайд 16
Образы Дон Кихота и Санчо Пансы выросли из
реальной жизни той эпохи.
Пародируя идеальных героев рыцарского романа, Сервантес
создал живых персонажей со своей удивительной историей.
Образ Дона Кихота – вечный и общечеловеческий, ведь наверняка и вы узнали в нем своего знакомого, а может быть и себя.
Дон Кихот и Санчо Панса