Слайд 2
Цель : показать взаимосвязь литературы и общественно-политической мысли
конца 19 века - начала 20 века с историческими
процессами в стране и мире и их взаимовлияние.
Задание : записать основные положения лекции.
Слайд 3
Какие важнейшие исторические события происходили в России в
начале 20 века?
Слайд 4
Россия пережила три революции:
- революция 1905 года,
- Февральская
революция 1917 года,
- Октябрьская революция
Русско-японская война 1904-1905 г.г.
Первая мировая
война 1914-1918
Гражданская война
Слайд 5
Основные политические силы России в начале 20 века
-
защитники монархизма.
- сторонники буржуазных реформ,
- идеологи пролетарской революции.
Слайд 6
Два пути
переустройства России
переустройство «сверху»
переустройство «снизу».
Слайд 7
средствами исключительных законов,
« приводящих, как говорил Петр
Аркадьевич Столыпин, к такому социальному перевороту, к такому перемещению
всех ценностей…, какого еще не видела история».
Переустройство «сверху» -
Средства переустройства «сверху»
Манифест 11 октября
1905 года
Государственная
Дума
Слайд 8
Путем ожесточенной кипучей
войны классов, которая называется «революцией»,
как говорил В.И.Ленин.
Переустройство «снизу» -
Средства переустройства «снизу»
Теоретическая подготовка
революции
Террор
Слайд 9
Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными
научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.
Какие наиболее
важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время?
Слайд 10
- открытие рентгеновских лучей,
- определение массы электрона.
- исследования
радиации,
- создание квантовой теории,
- создание теории относительности,
- изобретение беспроволочной
связи.
Слайд 11
Как говорил философ
Вл. Соловьев, вся прежняя история
завершена, на смену ей приходит не следующий период истории,
а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства, между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом.
Слайд 12
В 1893 году Дмитрий Мережковский в работе «
О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»
писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: « Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».
Слайд 13
Л.Н.Толстой в 1905 году в работе «Конец века»
отмечал:« Век и конец века на евангельском языке не
означает конца и начало столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».
Слайд 14
В книге Волынского «Книга великого гнева» ( 1904)
:
«Все живет теперь мыслью о духе, о божестве,
о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожение наших душ и умов и рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий»
Слайд 15
«Новый век будет воистину веком духовного обновления… Множество
погибнет людей, но еще больше родит их земля, и
– в конце концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человечества»
( Горький в письме к Пятницкому ( 1901)
Слайд 16
« Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной
философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного
беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» ( Н.Бердяев)
Слайд 17
Фридрих Ницше, обличая христианство, упадок связывал с кризисом
христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого
не существует старой морали : « а нищих надо бы совсем уничтожить», « укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни».
Слайд 18
Н. Бердяев писал:
« Мы переживаем не только христианский
ренессанс, но и ренессанс языческий. Явление Ницше на Западе
и у нас Розанова, возрождение Диониса в нашем современной искусстве, наш мучительный интерес к проблеме пола, наше стремление к освещению плоти – все это указывает на двойственность нашего ренессанса. Мы зачарованы не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на кресте, но и Бог Пан, бог стихии земной, бог сладострастной жизни, и древняя богиня Афродита, богиня пластической красоты и земной любви».