Слайд 2
Введение
Русская литература ХХ столетия знает немало громких поэтических
имен. Одной из таких личностей является Сергей Есенин. Это
был национальный гений в наиболее полном, законченном значении слова.
Он начинал, что в тайне естественно, как певец дорого ему крестьянского мира и эта тема – тема русской деревни находила своё отражение в разные периоды поэтического творчества. До последнего вдоха поэт любил свою «малую родину»
Слайд 4
Отношение С. Есенина к деревенской жизни
Эстетическое отношение Есенина
к деревенской жизни, определялось в его молодости красотой родной
природы, гармонии её красок и звуков, её отходом ко сну и убаюкивающей тишиной, её звонким и радостным пробуждениям. В природе родных мест для юного Есенина был весь мир, познаваемый им с восторгом, рождавший упоительные образы.
Слайд 5
Изображение деревенской жизни
Деревенская жизнь, с её радостями и
горем, с её вероятными и обычаями изображается Есениным глубоко
оригинально. Он не хочет показывать крестьянина тяжко согбенного над сохой, изуродованного непосильным трудом. Поэт, в соответствии с самой природой своего дарования, не мог вносить в свою лирику мрачный напев о страданиях крестьянина, о его нищем бытии.
Слайд 6
Чувство Родины
С началом империалистической войны чувство родины ещё
овладевает поэтом.
Покидая Москву, с новой надеждой на успех в
Петрограде, он, как обычно, на крутых переломах своей жизни, предаётся воспоминаниям о деревни, её полях, дубравах, крестьянском труде. Такие стихотворения, как: «Край ты мой заброшенный…», «Заглушила засуха засевки…», «Черная, потом пропахшая выть!», «Топи да болота…» и особенно его крупнейшая вещь этого периода «Русь», произведения, в которых правдиво раскрывается тяжёлая жизнь народа в годы лихолетья.
Слайд 7
Эволюция взглядов Есенина на русскую деревню
В большинстве стихов
Есенина первых лет революции слово «Русь» обозначает старую, дооктябрьскую
Русь, старую русскую деревню, с которой поэт духовно связан.
Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.
Писал он в 1919 году в стихотворении «Хулиган». Пользуясь ранее найденной системой аналогий и сравнений, поэт рисует наступившую эпоху как «обедню» на старой дереве, а о себе говорит как о догорающей свече на панихиде. Ещё симптоматично то, что в его стихах появляется мотив, родственный крестьянским поэтам, - страх перед железным городом, наступающим на деревню:
Слайд 8
Отрицательное отношение к городу
Поэт высказывает мысль о том,
что город разрушает древний поэтический мир, рожденный а недрах
русского крестьянства и уходящий своими истоками в патриархальную деревенскую старину. Город ему кажется нужным, антипоэтическим миром, нарушающим гармонию между человеком и природой. Отсюда отрицательное отношение поэта к городу и защита деревни со всеми её традиционными устоями.
Слайд 9
«Потрясающая» деревня в «Анне Снегиной »
Поэт рисует деревню,
потрясающую «мужицкими войнами», борьба крестьян за землю, неодолимым стремлениям
простого деревенского люда добыть себе счастья.
Слайд 10
Изображение деревни в поэме «Анна Снегина»
Деревня в поэме
«Анне Снегина» - это реальная исторически достоверная, полная жгущих
социальных противоречий, кипящая в огне революционной борьбы деревни, совсем иная, чем идеализированная деревня Есенина предоктябрьских лет.
Слайд 11
Главная тема в поэме
«Анна Снегина»
Главная тема в
«Анне Снегиной» - октябрь в деревне. Поэма полна драматических
коллизий, связанных с судьбой народов, прежде всего крестьянских масс в революции. Кульминационная сцена «Анны Снегиной» - тревожный, взволнованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле:
…Кричат нам,
Что землю не троньте.
Ещё не настал, мол, миг.
За что же на флоте
Мы губили себя и других?