Слайд 2
Основные этапы развития отечественной детской литературы
Дети и книга
в России X-XVI вв.
Русская детская литература XVII-XVIII вв.
Лубочная литература
и народный театр.
Русская детская литература XIX-XX вв.
Слайд 3
Русская детская литература XVIII века.
Литературно-педагогическая деятельность Н.И. Новикова.
Творчество М.Н.Карамзина и А.С.Шишкова.
Сказки в чтении россиян.
М.Д.Чулков. «Пересмешник,
или Словенские сказки»;
В.А.Левтин «Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся через пересказывание в памяти приключения»
Слайд 4
Русская детская литература XIX в.
Истоки русской литературы для
детей.
Тенденции развития литературы для детей начала XIX века.
Детская литература первой половины XIX века.
Произведения А.С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения: стихотворения, сказки, отрывки от романа «Евгений Онегин».
Бессмертная сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок», её влияние на развитие литературной сказки.
Общая характеристика развития литературы для детей в 60-80 г.г. XIX века.
Слайд 5
Основные тенденции развития русской детской литературы XX-XXI вв.
Традиции
и новаторство в литературе для детей конца XIX- начала
XX века.
Произведения Л.Н.Толстого в чтении детей.
Мир детства в рассказах А.П.Чехова.
М.Горький – детям.
Поэты «Серебряного века – детям».
Особенности литературного процесса в 1920-30-е годы.
Общая характеристика литературы для в 40-50-е г.г. XX века.
Литература для детей в конце XX- начале XXI века.
Слайд 6
Особенности современной отечественной
детской литературы
С помощью пародийно-игрового
начала устанавливается новый характер общения с читателем, к которому
ребенок не расположен. Итог – воссоздание зловещего абсурда бытия.
Появление принципиально пародийных жанров – пародийный триллер («жуткие истории», «кладбищенские и вампирские истории» и т.п. – В.Селин, Э.Успенский, А.Усачев, Э.Веркин и др.), пародийный (иронический) детектив (В.Роньшин, И.Андрианова-Голицына), пародийный подростковый любовный роман (сестры Воробей).
Общелитературная тенденция к размыванию четких возрастных границ, многоадресности художественного текста.
Бледность авторского стиля как отражение состояния современного литературного языка (бедность языка повседневного общения, упрощение и огрубление речи, СМС-язык, клишированность, примитивные речевые штампы)
Слайд 7
Сказка в современной русской литературе
Жанр авторской сказки переживает
неоднозначный этап
Сказка проникается юмором, включает парадокс, абсурд в обрисовку
характеров и ситуаций.
Компоненты сказки совмещаются с иными жанровыми формами (страшилкой, комическим повествованием, приключением). Подтрунивание над сказочными канонами, привычными сюжетами и героями.
В проблематике:
Исчезающая у детей вера в чудо.
Уход от борьбы добра со злом.
Актуальны коллизии непонимания детей и взрослых, драма одиночества, семейных неурядиц.
Слайд 8
Сергей Седов
Как Дед Мороз на свет появился.
(2011) .Сказки про мальчика Лешу. (2012)
http://www.c-cedov.narod.ru/
Слайд 9
Евгений Клюев (р.1955)
Сказки на всякий случай. М., 2003
и др.
Слайд 10
Светлана Лаврова (р.1964)
«Остров, Которого Нет», «Три сказки
об Италии», «С лягушками не расставайтесь», «Год дракона Потапова»,
«Кошка до вторника», «Семь подводных котов» и др.
Слайд 11
Светлана Лаврова
«Требуется гувернантка для детей волшебника»
(2011)
«Творить свои миры
— здорово!!! И ещё я исправляю несправедливости: у меня
все несчастные в конце почти счастливеют, одинокие бабушки молодеют, детей начинают понимать, а у тех, кто хочет летать, — отрастают крылья.
Но если честно — лечить людей мне нравится ничуть не меньше»
Слайд 12
Поэзия
Традиции нонсенса и парадокса (Л.Кэрролл, Э.Лир, Г.Остер,
Б.Заходер, Г.Сапгир, Р.Муха)
Поэты-эксцентрики (А.Гиваргизов, В.Левин, Бонифаций)
Филологический юмор (М.Яснов, Тим
Собакин, В.Левин, Г.Кружков)
Слайд 13
В.Левин, Р.Муха «Между нами»
Рената Муха «Немного про осьминога»
М.Яснов
«Чудетство»
А.Гиваргизов «Про драконов и милиционеров»
Г.Кружков «Письмо с парохода»
«Я иду
в школу»/ под ред.М.Яснова. М., 2009.