Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Жанровое своеобразие Мертвых душ

Содержание

Цель урокаПознакомить учащихся с особенностями построения произведенияПоказать жанровое своеобразие произведение
Жанровое своеобразие «Мертвых душ»Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка Цель урокаПознакомить учащихся с особенностями построения произведенияПоказать жанровое своеобразие произведение «Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное» Л.Н.Толстой Размышления о жанре произведения    Сам Гоголь определил жанр «Мертвых «Величайшим успехом и шагом вперед Вывод   Субъективность произведения проявилась:в лирических отступленияхпо ходу самого повествования в авторских оценках и комментариях Эпическая и лирическая части отличаются друг от друга по Противопоставление по целям и задачам отражается в языке. Если Язык лирической части поэмы Оценочная лексика, часто контрастные эпитеты (высокое – уничижительное): - метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст дерзкие дива - обращения («О моя юность! о моя свежесть!.. - ряды однородных членов («И Язык эпической части поэмыРечь героев индивидуализирована.Широко вводятся:  - просторечная лексика Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в пейзаже.   Основной В эпическом пейзаже почти нет дикой природы, здесь появляются Черты романа в «Мертвых душах»Романное начало связано прежде всего с образом Чичикова, Принципы плутовского романаГлавное действующее лицо – антигерой, герой-пройдоха, герой-подлецСюжет построен на логически Вывод Несмотря на признаки разных жанров, спор о жанровом своеобразии «Мертвых душ» Спасибо  за работу!  Удачи вам!
Слайды презентации

Слайд 2 Цель урока
Познакомить учащихся с особенностями построения произведения
Показать жанровое

Цель урокаПознакомить учащихся с особенностями построения произведенияПоказать жанровое своеобразие произведение

своеобразие произведение


Слайд 3 «Мертвые души» - «…не роман, не повесть –

«Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное» Л.Н.Толстой

нечто совершенно оригинальное»
Л.Н.Толстой


Слайд 4 Размышления о жанре произведения
Сам

Размышления о жанре произведения  Сам Гоголь определил жанр «Мертвых душ»

Гоголь определил жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув равноправие

эпического (повествовательного) и лирического начал

Слайд 5 «Величайшим

«Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы

успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора

то, что в «Мертвых душах» везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность. Здесь мы разумеем… ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность. Это преобладание субъективности доходит до высокого лирического пафоса… Этот пафос субъективности поэта проявляется не в одних … высоколирических отступлениях: он проявляется беспрестанно, даже и среди рассказа о самых прозаических предметах…»
В.Г.Белинский

Слайд 6 Вывод
Субъективность произведения проявилась:
в лирических

Вывод  Субъективность произведения проявилась:в лирических отступленияхпо ходу самого повествования в авторских оценках и комментариях

отступлениях
по ходу самого повествования в авторских оценках и комментариях


Слайд 7 Эпическая и лирическая части отличаются

Эпическая и лирическая части отличаются друг от друга по

друг от друга по целям, которые ставит перед собой

автор.


Задача эпической части

Задача лирической части

Показать
«хотя с одного
боку Русь»

Показать
лирический идеал
автора


Слайд 8 Противопоставление по целям и задачам

Противопоставление по целям и задачам отражается в языке. Если

отражается в языке. Если у Пушкина и повествование, и

лирическая часть написаны разговорным языком светского человека, то у Гоголя переход от эпической части к лирической соответствует возвышенной задаче: автор использует высокий стиль речи; средства, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому.

Слайд 9 Язык лирической части поэмы
Оценочная лексика, часто контрастные

Язык лирической части поэмы Оценочная лексика, часто контрастные эпитеты (высокое –

эпитеты (высокое – уничижительное): «Не признает современный суд, что

высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движением и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!»; «…бледно, разбросанно и неприютно в тебе… слышится что-то восторженно чудное».
Высокая образность
- метафоры («Как соблазнительно крадется дремота… Какая ночь совершается в вышине… ничто не обольстит взора…» ) ;


Слайд 10 - метафорические эпитеты («устремлен

- метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст дерзкие дива природы,

пронзительный перст дерзкие дива природы, небо… так необъятно, звучно

и ясно раскинувшееся громадно выглядывает хлебный арсенал»);
- гиперболы («Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»).
3. Поэтический синтаксис:
- риторические вопросы («И какой же русский не любит быстрой езды?»);
- восклицания («Выражается сильно русский народ! Эх, кони, кони, что за кони!»);


Слайд 11 - обращения («О моя

- обращения («О моя юность! о моя свежесть!.. Русь,

юность! о моя свежесть!.. Русь, куда же несешься ты?»);

- анафоры («Что в ней, в этой песне , что пророчит твой необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли?.. Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»);
- повторы («Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно – чудное?»);


Слайд 12
-

- ряды однородных членов («И опять по

ряды однородных членов («И опять по обеим сторонам столбового

пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колоды, обозы, серые избы с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином <…> , пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой…»);
- градация («Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?»; «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове…»
- инверсия («Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного , прекрасного далека тебя вижу…»).

Слайд 13 Язык эпической части поэмы
Речь героев индивидуализирована.
Широко вводятся:

Язык эпической части поэмыРечь героев индивидуализирована.Широко вводятся: - просторечная лексика -

- просторечная лексика
- просторечные устойчивые обороты

- пословицы и поговорки
Чичиков: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения, сказал один мудрец».

Слайд 14 Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в

Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в пейзаже.  Основной

пейзаже.
Основной мотив лирического пейзажа – простор:

«Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои города… А ночь? Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно, раскинувшееся!»


Слайд 15 В эпическом пейзаже почти нет

В эпическом пейзаже почти нет дикой природы, здесь появляются

дикой природы, здесь появляются мотивы забора, границы, пересечения: «У

подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы… Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой». В эпическом пейзаже присутствуют элементы социального.

Слайд 16 Черты романа в «Мертвых душах»
Романное начало связано прежде

Черты романа в «Мертвых душах»Романное начало связано прежде всего с образом

всего с образом Чичикова, хотя его нельзя назвать героем

романа в традиционном смысле этого слова. Если в первых шести главах он лишь композиционно связующий образ и дан в ряду других, описываемых автором не менее подробно, то во второй части 1 тома появляются элементы концентрического сюжета.
Возникают намеки на традиционную романную любовную интригу (история с губернаторской дочкой).
Сплетня – также элемент романного сюжета. «Из числа многих в своем роде сметливых предположений было, наконец, одно – странно даже сказать: что не есть ли Чичиков переодетый Наполеон»)
«Мертвые души» можно сравнить с плутовским романом, популярным жанром европейской литературы XVII – XVIII веков.


Слайд 17 Принципы плутовского романа
Главное действующее лицо – антигерой, герой-пройдоха,

Принципы плутовского романаГлавное действующее лицо – антигерой, герой-пройдоха, герой-подлецСюжет построен на

герой-подлец
Сюжет построен на логически не связанных эпизодах, которые объединены

похождениями и проделками героя (часто сюжетообразующим становится мотив дороги)
Герой не изменяется под воздействием внешних обстоятельств, а пытается или обмануть общество, или приспособиться к нему, поэтому плутовской роман дает возможность показать широкую социальную панораму.
Как правило, плутовской роман имеет сатирическую направленность

Слайд 18 Вывод
Несмотря на признаки разных жанров, спор о

Вывод Несмотря на признаки разных жанров, спор о жанровом своеобразии «Мертвых

жанровом своеобразии «Мертвых душ» продолжается
По проблематике произведение шире

плутовского романа
Лирические и эпические картины сменяют друг друга
Вставные элементы также своеобразны по жанру: новелла «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче

Слайд 19 Спасибо за работу! Удачи вам!

Спасибо за работу! Удачи вам!

  • Имя файла: zhanrovoe-svoeobrazie-mertvyh-dush.pptx
  • Количество просмотров: 147
  • Количество скачиваний: 0