Слайд 3
Роль «Слова…» в русском обществе
Заменив религиозные тексты,
литература унаследовала их культурную функцию, став в русском обществе
воплощением веры и совести, играя роль заступницы и исповедальницы, нравственного судьи, обличителя зла и оппозиции власти.
Слайд 4
Русский классицизм
Классицизм и Просвещение в России совместили
европейскую эстетику с собственными традициями, придав процессу национальное и
эстетическое своеобразие.
Слайд 5
Деятельность Прокоповича
Литература петровской эпохи имела воспитательную функцию, прославляя
успехи России и разъясняя гражданские задачи, ее главные черты
- злободневность и общедоступность. Петр искал верных людей, которые могли бы словом убеждать окружающих в необходимости преобразований. Таким человеком стал Феофан Прокопович (1681-1736), церковный деятель и писатель.
Слайд 6
Литература петровского времени
В это же время становятся популярными
авантюрные романы, читатели которых - молодые дворяне, купцы и
мещане. Одни из самых известных - «Гистория о российском матросе Василии Кариотском» и «Гистория о храбром российском кавалере Александре», где действуют новые герои - энергичные, удачливые, находчивые и отважные.
Слайд 7
Деятельность Кантемира
Утверждение классицизма в России связано с
именем Антиоха Кантемира (1708-1744) - сына молдавского господаря, человека
образованного, разностороннего, влиятельного политика и русского дипломата. Последние 12 лет жизни он был русским посланником в Лондоне и Париже, общался с просветителями, изучал искусство классицизма.
Слайд 8
Деятельность Тредиаковского
Одной из самых парадоксальных фигур XVIII
в. была личность В.К. Тредиаковского (1703-1796). Родился он в
Астрахани, в семье священника, учился в школе католических монахов, затем в Славяно-греко-латинской академии в Москве, потом отправился в Голландию, а оттуда пешком в Париж.
Слайд 9
Реформы Тредиаковского
Получив должность секретаря Академии наук, Тредиаковский
пишет трактат «Новый и краткий способ к сложению российских
стихов…», где предлагает заменить силлабический стих силлабо-тоническим и излагает систему литературных жанров классицизма. Автор дает образцы сонета, рондо, оды, мадригала, утверждает склонность русского языка к народному напеву и естественному ритму.