Слайд 2
АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо,
цветущая сила)
течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М.
Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.
Слайд 3
Адамизм
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот
Адаму мир поручен,
Изобретателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных
тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый –
Живой земле пропеть хвалы.
Слайд 4
Сергей Городецкий
Береза
Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда лазурью
светозарной
Рожденная, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной
Белело тело, белое, как
хмель
Кипучих волн озерных.
Тянул, смеясь, веселый Лель
Лучи волосьев черных.
И сам Ярила пышно увенчал
Их сеть листвою заостренной
И, улыбаясь, разметал
В лазури неба цвет зеленый.
14 июня 1906
Слайд 5
Осип Мандельштам
"На бледно-голубой эмали…"
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в
апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая
сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, —
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
1909.
Слайд 7
Николай Гумилёв
3 (15) апреля 1886, Кронштадт — 25
августа 1921, близ Петрограда)
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело
преследую звезду.
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Слайд 8
Детство
Сын морского врача. В детстве жил в Царском
Селе, с 1895 — в Петербурге, в 1900-03 —
в Тифлисе, где в местной газете впервые было опубликовано стихотворение Гумилева (1902).
Слайд 9
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену,
а колдунью.
А думал забавницу,
Гадал – своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь – морщится,
Обнимешь
– топорщится,
А выйдет луна – затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то,– и хочет топиться.
Твержу ей: крещеному,
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору.
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную Лысую гору.
Молчит – только ежится,
И все ей неможется,
Мне жалко ее, виноватую,
Как птицу подбитую,
Березу подрытую
Над счастью, богом заклятою.
Слайд 10
«Письма о русской поэзии»
«его оценки всегда по существу;
они выявляют в кратких формулах самую сущность поэта» (В.
Я. Брюсов).
Слайд 11
Объявив новое направление — акмеизм — наследником символизма,
закончившего «свой путь развития», Гумилев призывал поэтов вернуться к
«вещности» окружающего мира (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913). Первым акмеистическим произведением Гумилева считается поэма «Блудный сын», включенная в его сборник «Чужое небо» (1912). Критика отмечала виртуозное владение формой: по словам Брюсова, значение стихов Гумилева «гораздо больше в том, как он говорит, нежели в том, что он говорит».
Слайд 12
Война
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я
прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Как
смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман... но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду...
Я конквистадор в панцире железном.
И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.
Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.
Слайд 13
СМЕРТЬ
Нежной, бледной, в пепельной одежде
Ты явилась с ласкою
очей.
Не такой тебя встречал я прежде
В трубном вое, в
лязганье мечей.
Ты казалась золотисто-пьяной,
Обнажив сверкающую грудь.
Ты среди кровавого тумана
К небесам прорезывала путь.
Как у вечно жаждущей Астреи,
Взоры были дивно глубоки,
И неслась по жилам кровь быстрее,
И крепчали мускулы руки.
Но тебя, хоть ты теперь иная,
Я мечтою прежней узнаю.
Ты меня манила песней рая,
И с тобой мы встретимся в раю.
Слайд 14
«Капитаны»
На полярных морях и на южных,
По изгибам
зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса
кораблей.
Слайд 15
— Кто является главным героем этого стихотворения?
— Почему
главный герой не один капитан, а капитаны?
— Как выглядит
герой произведения?
— Какими качествами характера наделил Н.Гумилёв своего героя-капитана?
— Определите художественное пространство стихотворения.
— Найдите в стихотворении “цветовые” слова. Почему их там много?
— Как построено стихотворение Гумилёва? Что мы замечаем, если разобьём его на маленькие картинки?
Рифма, размер.