Слайд 2
Юго-Западное окружное управление образования
Департамента образования города
Москвы
Государственное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа №1405
С
углубленным
изучением предметов
художественно-эстетического цикла
«Вдохновение»
Филатова Александра Михайловна
«Серебряный век»
русской поэзии
реферат
Москва 2008
Слайд 3
«Серебряный век»
русской поэзии
Слайд 4
Содержание:
Краткая историческая справка
Характеристики перемен в искусстве
Состав поэтов
Типологические
черты
Символизм
Самые читаемые символисты
Акмеизм
Активные участники движения
Футуризм
Представители течения
Заключение
Слайд 5
Краткая историческая справка
Конец XIX века и начало
XX столетия вошло в историю под красивым именем "серебряного
века". Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в литературный оборот окончательно в 60-е годы двадцатого столетия. Общественно-политическая обстановка этого времени характеризовалась глубоким кризисом существующей власти, бурной, неспокойной атмосферой в стране, требующей решительных перемен. Может быть, поэтому и пересеклись пути искусства и политики. «Серебряный век» породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения.
Слайд 6
Характеристики перемен в искусстве
Писатели и поэты стремились к
освоению новых художественных форм, выдвигали смелые экспериментаторские идеи. Реалистическое
изображение действитель-ности перестало удовлетворять художников, и в полемике с классикой XIX века утверждались новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
Поэзия этого периода характеризовалась в первую очередь мистицизмом и кризисом веры, духовности, совести.
Слайд 7
Состав поэтов
Состав поэтов широк и разнообразен.
Это прежде всего представители модернистских направлений, а также и
поэты реалисты и авторы, не принадлежавшие ни к одному из течений.
Выделим главных представителей модернистских направлений:
Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый, А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Ходасевич, И. Северянин, В. Хлебников, Ив. Бунин, М. Цветаева…
Слайд 8
Типологические черты
Поэзия «серебряного века» стремиться
к синтетичности, к слиянию различных элементов в единое целое.
Она принципиально опирается на музыкальность и живописность.
Символисты использовали мелодизм, создавая сложные музыкально – словесные конструкции. Футуристы стремились подчеркнуть «текучесть» поэтической речи своеобразным исполнением. Акмеисты строили изобразительный, пластический, живописный образ в поэзии.
Кубофутуристы старались создатьв поэзии «куби-ческое построение словесной массы». Синтетичность проявлялась и в том, что, не доволь-ствуясь литературной ролью, поэты вторгались в иные сферы – философию, религию, оккультизм; врывались в саму жизнь, выходили в народ, в толпу, на улицу.
Слайд 9
Символизм от греч. simbolon — знак, символ
Символизм ― первое и самое крупное из модернистских течений,
возникшее в России и положившее начало «Серебряному веку». Начало теоретическому самоопределению символизма было положено Д. С. Мережковским. Идее познания мира символисты противопоставляют идею конструирова-ния мира в процессе творчества. «Творчество выше познания» ― считают символисты. «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своём значении»,- считал теоретик символизма Вячеслав Иванов. «Символ – окно в бесконечность»,- вторил ему Фёдор Сологуб. Поэтический стиль символистов - интенсивно метафорический, так как символисты используют целые цепочки метафор, приобретавшие значение самостоятельных лирических тем.
Слайд 10
Самые читаемые символисты
Константин Бальмонт – «гений певучей мечты»;
Иван Бунин, чей талант сравнивался с матовым серебром –
его блистательное мастерство представлялось холодным; Валерий Брюсов, имевший репутацию мэтра; Дмитрий Мережковский – первый европейский писатель в России; самый философичный из поэтов серебряного века – Вячеслав Иванов…
З.Гиппиус
Слайд 11
Акмеизм
(от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение,
цветущая пора)
Термин акмеизм был предложен в 1912 Н.Гумилевым и
С.Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.
Основные принципы акмеизма:
- освобождение поэзии от символистских призывов к идеаль-ному, возвращение ей ясности;
- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
- стремление придать слову определенное, точное значение
предметность и четкость образов, отточенность деталей;
обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
- поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
- перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Слайд 12
Активные участники движения
В поэзии Н.Гумилева акмеизм реализуется в
тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам.
Своеобразие творческой манеры А.Ахматовой составляет запечатление одухотворенной предметности, посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. Мир О.Мандельштама был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью. С.Городецкий пытался восстановить в поэзии языческое, полуживотное мироощущение наших предков.
Слайд 13
Футуризм
(от лат. futurum — будущее) —название авангардистских движений
Это течение претендовало
на построение нового искусства — «искуства будущего», выступая под лозунгом нигилистического
отрицания всего предшествующего художественного опыта. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века.
Основные признаки футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа.
Слайд 14
Представители течения
Поэзия В.Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства
— социальных контрастов современной цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное
и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге.
В одной строчке В.Хлебников способен явить огромный исторически-социальный смысл, явить его резко, без морализаций и повествовательных подробностей, жестоко и жестко, ранящее сердце и воображение.
Слайд 15
Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски
нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и
диссонансы, осмысленные неологизмы и т.п. Сам Северянин создал множество поэтических неологизмов. Впоследствии В.Маяковский признавал, что многому научился у него в сфере словотворчества. Вскоре Северянин расстался с эгофутуристами, на некоторое время примкнул к кубофутуристам, но и этот союз длился недолго.
Слайд 16
Заключение
Поэты серебряного века создали грандиозный поэтический капитал. Трагически
сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Но все они
прошли сквозь перипетии революций, войн, через эмиграцию, через огонь и кровь, тюрьмы, через ошибки и заблуждения и пронесли чувство Родины, незыблемую веру в то, что «Россия будет великой». Многообразие творческих индивидуальностей делает особенно увлекательным, хоть и трудным, знакомство и изучение этого богатого на таланты периода.