Слайд 2
Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём,
заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское
рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение.
Слайд 4
Образ стремительно несущейся вперед бойкой и необгонимой птицы-тройки
по праву входит в сокровищницу русской национальной фразеологии. В
этом образе писатель-патриот выразил свою любовь к Отчизне, художественно воплотил стремительность ее исторического развития, веру в ее лучшее будущее,
мысль о неисчерпаемых
творческих возможностях
русского народа.
Слайд 5
Гоголь глубоко патриотичен, его поэма является своеобразным признанием
в любви России. Эта тема проходит сквозь все главы
«Мертвых душ» и завершается восторженным, восхищенным обращением к России, которая видится ему как «бойкая, необгонимая» птица-тройка. Находясь далеко, Н. В. Гоголь постоянно мыслями возвращался к родной земле, понимал ее и чувствовал, как никто другой, ее загадочность:
«Русь, куда ж несешься ты?
дай ответ. Не дает ответа».
Слайд 6
Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ
народной России, о которой автор пишет с любовью и
восхищением. За неприглядным кругом помещичьей и чиновничьей России Гоголь ощущал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, олицетворяющей собой силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая,
необгонимая тройка несешься?»
Слайд 7
В.Г.Белинский о поэме
«Мёртвые души»
Столь же важный шаг
вперед со стороны таланта Гоголя видим мы и в
том, что в «Мертвых душах» он совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить:
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Слайд 8
Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать,
у бойкого народа ты могла только родиться, в той
земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. …
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Слайд 9
Вопросы для анализа эпизода
- О чём говорит сравнение
тройки с птицей? Составьте ассоциативный ряд к слову «птица».
(Птица
- полёт, высота, свобода, радость, надежда, любовь, будущее…)
- Раскройте метафорический образ дороги? Какие ещё образы имеют метафорический смысл?
- Почему Гоголь на свой вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты?» — не получает ответа?
- Что имеет в виду Гоголь, говоря: «…косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»?