Слайд 2
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний
о пьесе «Снегурочка»;
Развитие
устной монологической речи,
навыков сценического мастерства;
Формирование активной нравственной
позиции,
воспитание вдумчивого читателя.
Слайд 3
Давай поразмышляем!!!
«Снегурочка» - уникальное произведение литературы 19 века.
«Снегурочка»
- источник вдохновения для творческих натур.
Слайд 4
«Снегурочка» - драматическое произведение, а значит предназначено для
постановки на сценах театра.
Приглашаем
в царство берендеев
Инсценировка действия 4,
последнего явления
Слайд 5
Комментарий драматурга
«Снегурочка» - драматическое произведение 19 века. Это
время, когда в драме были живы правила «трех единств»:
единства времени, места, действия.
Время в пьесе – с 20-25 марта по 30 июня (мы определили по описанию календарных обрядов Масленницы и Ярилина Дня).
Все действие происходит в одном месте – царстве берендеев.
Начало и конец действия связаны с образом Снегурочки – ее приходом и смертью.
ИТАК, «Снегурочка» - классическое драматическое произведение.
Слайд 6
Поразмышляем!!!
«Снегурочка» - многожанровое, многослойное произведение (лирическая пьеса –
сказка).
Слайд 7
Комментарий историка
Берендеи – кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое
в русских летописях с 1097 до конца 12 века.
Берендеи выделились, очевидно, из племенного объединения огузов. Ко второй половине 11 века берендеи вместе с родственными тюрками и печенегами обосновались в южно-русских степях, вблизи Киевского и Переяславского княжеств, особенно в районе реки Роси. Около 1146 г образовалось племенное объединение, известное под названием черных клобуков ( в него вошли берендеи, тюрки, печенеги и др), ставшее вассалом Руси. В 12 веке начали зарождаться феодальные отношения, появились князья, знать, имелись города. В связи с нашествием монголо-татар в начале 13 века часть берендеев ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды.
Слайд 8
Комментарий литературоведа
Давайте сравним образ Снегурочки Островского с образом
из народной сказки «Снегурочка», из сказки «Снегурка и лиса»
в обработке А.Н. Толстого. Есть сходство в описании внешности героинь, черт характера – боязливая, невеселая, предчувствовала беду.
ИТАК, можно сделать вывод, в основе пьесы А. Н. Островского лежит русская народная сказка о Снегурочке.
Слайд 9
«Снегурочка» - источник вдохновения для многих творческих натур.
По мотивам «Снегурочки» создавались новые произведения искусства.
Слайд 10
Комментарий кинокритика
По мотивам весенней сказки А. Н. Островского
создан мультфильм, который тоже носит название «Снегурочка». В нем
использована музыка Н. А. Римского-Корсакова, авторами сценария выступили О. Леонидов, И. Иванов – Вано, А. Снежко-Блоцкая.
Слайд 11
Комментарий музыкального критика
Обращение к фантастике с особенной силой
прозвучало в опере-сказке «Снегурочка». Композитор с восторгом отнесся к
поэтической сказке А. Н. Островского. Опера появилась в 1882 году. «Не было для меня на свете, - писал Римский Корсаков, - лучшего сюжета, не было лучших поэтических бразов, чем Снегурочка, Лель, Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем , не было лучше … религии, чем поклонение Яриле – Солнцу…» В «Снегурочке» Н. А. Римский – Корсаков настолько глубоко проник в народную песенную стихию, что часть написанных им песен воспринималась некоторыми как заимствование – перенесение в оперу в первозданном виде народной музыки. Премьера состоялась 10 февраля 1882 года в Мариинском театре в Петербурге.
Слайд 12
Комментарий искусствоведа
На картине Васнецова, которая написана к пьесе
Островского «Снегурочка», мы видим главную героиню. Здесь художник использовал
два основных цвета: серый и черный, чем подчеркнул одиночество Снегурочки. По содержанию эта картина может считаться иллюстрацией к прологу пьесы.
Слайд 13
Итог урока
В чем же сила «Снегурочки», почему она
будоражила и будоражит человеческие умы, заставляет сжиматься сердце, блестеть
глазам, будит желание жить, любить, вопреки концовке пьесы.
Почему А. Н. Островский определил «Снегурочку» как пьесу, а не как трагедию.
Слайд 14
ВЫВОД:
Несмотря на печальный исход в конце
звучат жизнеутверждающие ноты, потому что Ярило – солнце, а
значит символ ЖИЗНИ, ВЕСЕЛЬЯ, ПЛОДОРОДИЯ, СИМВОЛ ЛЮБВИ.
Слайд 15
Защита
творческих работ учащихся