FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
Покорение Сибири Ермаком. 1895. Холст, масло.
Окраина села Торгошина, с караульной башней на бугре. Василий Иванович рисовал ее, уже будучи студентом Академии.
Герои произведений В.И. Сурикова часто походят на его дедов
Дядя Иван Васильевич жизнь прожил интересно. Довелось ему сопровождать одного декабриста из Сибири на Кавказ. Вернулся он с Кавказа с подарком от декабриста – дорогой шашкой – и полный восхищенья Лермонтовым, с которым там встретился.
Кавказ. Современный вид.
Иванов. «Явление Христа народу».
Дом в Сухобузимском, в котором жили Суриковы. Он сложен из бревен лиственницы и стоит до сих пор.
«Сижу сегодня вечером и вспоминаю мое детство. Помнишь ли ты, мамаша, как мы в первый раз поехали в Бузим, мне тогда пять лет было. Приехавши в Бузим, мы остановились у Матониных. Как старуха пекла калачи на поду и говорила: «Кушай, кушай, Вася, пощё не ешь?» И многое, многое иногда припоминаю!..»
Одна из первых акварелей
Одна из первых акварелей с натуры . Енисейский пейзаж.
Казачка. Портрет Л.Т.Моториной
Фрагмент картины «Боярыня Морозова»
Огородник
Этюд царевны
Горожанка. Портрет А.И.Емельяновой.
Изба. Этюд.
Сибирские просторы дороги сердцу художника. Вдали Саяны с дремучими лесами, квадраты вспаханных и засеянных полей на склонах…До конца жизни своей Суриков был предан родному краю.
Портрет Е.А.Рачковской
Брат Саша
Сестра Катя с мужем – Сергеем Виноградовым
На какой-то деловой бумаге нарисовал Вася муху, и так точно, что столоначальник решил сыграть шутку и подложил эту бумагу на стол губернатору Павлу Николаевичу Замятину.
Молодой Суриков.
Тот самый портрет Замятина, который Суриков сделал юношей.
Перед отъездом Вася, Саша и Прасковья Федоровна снялись у лучшего фотографа в Красноярске.
Один из первых автопортретов В.И.Сурикова.
Фрагмент «Боярыни Морозовой».
Вот в таком дилижансе путешествовал Суриков по Петербургу. Акварель 1871 года.
Памятник Петру I в лунном свете. Масло.
Портрет Павла Петровича Чистякова работы Репина, который тоже был учеником Чистякова.
Во время учёбы Суриков неоднократно участвовал в конкурсах и завоёвывал медали.
Эта студенческая работа маслом, «Милосердный самарянин», была подарена Суриковым Кузнецову. Ныне картина находится в Красноярской галерее.
Студент Суриков.
Заканчивая в 1875 году Академию художеств, участвуя в главном академическом конкурсе на золотую медаль, Суриков рассчитывал на право поездки в Европу для продолжения образования. Но Совет Академии не присудил в этот год золотых медалей ни одному из конкурсантов.
Весной 1877 года Суриков переезжает в Москву.
Василий Иванович страстно любил древние стены и башни Кремля. Эту акварель писал он, приехав в Москву по окончании Академии.
Колокольня Ивана Великого. 1876. Бумага, акварель.
Елизавета Августовна Сурикова. Фотография 1870-х годов.
Начались поиски типажей. Репин познакомил его с могильщиком Кузьмой, который здорово подходил для типа рыжего стрельца. Суриков начал рисовать…
Этюд головы рыжего – непокорного стрельца
Как выразительно написаны руки! Рука стрельчихи, в отчаянии рвущая ворот; рука преображенца, заботливо обхватившая спину обреченного; рука Петра, в гневе сжатая в кулак.
Великолепный портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, конвульсивно сжатым ртом…
Вот один из самых первых набросков композиции картины «Меншиков в Березове».
Елизавета Августовна позирует для старшей княжны – Марии Меншиковой.
Третьяков купил «Меншикова». Это дало возможность Сурикову уехать на целый год за границу в путешествие, о котором он давно мечтал.
Меншиков в Березове. 1883. Холст, масло. 169х204.
Девочки Суриковы любили играть в путешественниц.
Автопортрет акварелью из дорожного альбома. Интересно, что в Париже Василий Иванович надел русскую косоворотку и писал себя в зеркале, поэтому ворот слева направо.
Вот еще одна акварель: исполненный величия собор Петра в Риме. Он снаружи нравился Сурикову гораздо больше, чем внутри.
Флорентийский пейзаж писал Суриков акварелью, непрерывно путешествуя с этюдником.
Суриков проводил все свое время на улицах – рисовал карандашом и акварелью.
Одну из первых композиций «Боярыни Морозовой» Суриков набросал в дорожном альбоме, путешествуя по Европе.
Монашенка.
Этюд юродивого.
Боярыня со скрещенными руками.
Этюды к картине
Суриков долго искал образ боярыни. …И нашел его в Преображенском. В церковном палисаднике был за два часа написан знаменитый этюд головы боярыни Морозовой. Обрядив молодую начетчицу Настасью Михайловну в высокую шапку и черный плат, он писал ее единым духом, единой мыслью, счастливо нашедший то, чего искал годами.
Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло. 304х587,5
Такими были Василий Иванович и его жена перед поездкой в Сибирь в 1888 году
Мать и сын
Портрет дочери возле печки. 1888. Холст, масло. 135х80
Последняя акварель с Елизаветы Августовны. Через полгода ее не стало.
Камня на камне не оставил от своей прежней жизни Василий Иванович.
На целых два года творческая жизнь его заглохла, оскудела, как потрескавшаяся земля, выжженная засухой.
Домой, в Сибирь! Она породила его, она воспитала, она же и обездолила его жестоко, она и возродит!..
Перед отъездом в Сибирь.
Здесь Рачковская позирует для картины «Взятие снежного городка»; здесь же в кошеве сидит Александр Иванович в ушанке и молодая попадья с черной косой
Одна из соседок, красноярских казачек, позировала для этюда к этой картине
Взятие снежного городка. 1891. Холст, масло. ГРМ.
Один из казаков.
Шаман.
Вот и сам Ермак.
Покорение Сибири Ермаком. 1895. Холст, масло. ГРМ.
Первая композиция картины.
За последние два года Суриковы успели побывать в Швейцарии, потом, переждав зиму в Москве, снова успели скатать в Сибирь, без которой Василий Иванович не мыслил жизни. Работа над картиной шла полным ходом…
«Ну вот мы и в Швейцарии. Горы, брат, тут поболее, чем у нас в Красноярске!»
С этого этюда был написан барабанщик, но на картине он вышел старше.
Этот человек так и вошел в картину.
Старый красноярский казак, в котором Василий Иванович увидел Суворова.
Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899.
И все же он не переставал тосковать по дому, по родной земле. Суриковы вернулись в Москву, в Леонтьевский переулок.
Портрет Ольги Суриковой, написанный в Леонтьевском переулке.
Венеция. Дворец дожей. 1900. Бумага, акварель.
Автопортрет. 1889.
Вот такими были сестры, когда Суриков впервые оставил их одних на даче под Москвой.
В один из таких вечеров Ольга сообщила ему, что выходит замуж.
Таким пришел впервые к Сурикову будущий художник Петр Петрович Кончаловский.
Василий Иванович тосковал. В квартире у Суриковых словно все вымерло. Ушла радость из дома. Ушла нежность и энергия. Ушла музыка. Ушел веселый смех. Все унесла с собою Оля.
Тревожные думы одолевают Разина…
Один из лучших этюдов – молодой соратник Разина.
В таком возрасте внучка получила первое письмо от деда
Степан Разин. 1906. Холст, масло.
Суриков наслаждался красотой испанских городов. Эта акварель сделана в Гренаде.
Автопортрет 1910 года. Карандаш
Посещение царевной женского монастыря. 1912. Холст, масло. 144х202
Портрет Н.Ф.Матвеевой.
Казачка.
Горожанка.
Акварельный портрет Софьи Августовны Кропоткиной.
Василий Иванович редко рисовал младшую дочь, Елену. Это один из акварельных портретов.
Часто для картин ему позировали самые близкие люди: жена, брат, дочка Оленька, внучка Наташенька.
Осенью 1915 года Суриков тяжело заболел. Было у него воспаление лёгкого, и дочери ночами дежурили возле него. Когда Василию Ивановичу стало легче, он написал брату ослабевшей рукой:
Последняя фотография Сурикова с внуками.