Слайд 2
Алексей Кондратьевич Саврасов
(1830—1897)
Русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников
(передвижники - художники, входившие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение –
Товарищество
передвижных художественных выставок (ТПХВ)).
Слайд 4
- Какой весенний месяц изобразил на своём
полотне А. К. Саврасов? По каким приметам вы это
поняли?
Слайд 5
Март. Ещё вся земля покрыта
снегом, но он уже серый, рыхлый, ноздреватый, пропитанный влагой,
местами покрытый талой водой. Берёзы только-только освободились от снежного гнёта и стоят, словно умытые, вытянув белые стволы к небу, в котором разлито ощущение весны. Грачи уже успели обосноваться в ветвях берёз: свили гнёзда и оживлённо летают вокруг них. Высоко в голубом весеннем небе виднеется ещё одна стая птиц, возвращающихся из тёплых стран. Природа встряхнулась от зимнего оцепенения, всё пришло в движение: оседает снег, освобождается от снежного покрова земля, прибывает талая вода, принимают берёзы шумных домовитых переселенцев, носятся с радостными криками грачи, летит в голубой вышине стая перелётных птиц.
Слайд 6
- Как вы думаете, почему художник назвал
свою картину «Грачи прилетели», а например, не «Весна», «Март»?
Слайд 8
В самом названии картины уже
прочитывается движение, которое знаменует окончание зимнего сна, возрождение и
обновление пробуждающейся природы.
Грачи уже прилетели – это значит, что нет возврата зимнему однообразию, холодам и заморозкам, весна объявлена самим появлением перезимовавших в тёплых странах птиц. Они строят гнёзда, чтобы жить, выводить птенцов в краю, где весна только начинает вступать в свои права, но движение её неостановимо. Тема весеннего пробуждения природы, возрождения и обновления –основная в картине, и чудо весеннего оживления происходит прямо на наших глазах.
Слайд 9
- Что изображено на первом плане картины
Слайд 11
Берёзы с гнёздами грачей в
развилках ветвей, хлопотливые птицы, рыхлый серый снег с лужами
талой воды, пруд.)
Слайд 14
Художник изобразил старые берёзы с
искривлёнными стволами, тёмными у основания и светлеющими к вершине.
Пушистые верхушки деревьев сереют на фоне голубовато-серого неба, белых облаков.
Как лёгкое кружево, тонко выписал прозрачную сеточку берёзовых ветвей художник, и верхушки уже не выглядят по-зимнему унылыми: они обнажены, но даже в этот несолнечный день наполнены светом и тянутся к небу.
Ощущение весеннего оживления, радости возрождающейся жизни создаёт и множество грачиных гнёзд, над которыми вьются шумные птицы – вестники весны
Слайд 15
- Каким выглядит на картине снег?
Слайд 17
Земля стремится скорее освободиться от
снежного покрова, и снег уже серый, рыхлый; он тает
и оседает под собственной тяжестью, поэтому выглядит ноздреватым. В ложбинках собирается талая вода, она темнеет неровными лужицами на освещённом весенним светом снеге. Снеговая вода наполняет и пруд, который выходит из берегов и разливается всё шире.
Тени берёз вырисовываются на снегу неровными силуэтами, стволы деревьев отражаются в тёмных водах пруда, словно уходя в глубину. Снег на картине освещён по-разному: у забора он словно светится изнутри и кажется розоватым, а у берёзовых стволов покрыт тенями и изрыт следами птиц и весенними каплями
Слайд 18
- Каким предстало на картине «Грачи прилетели»
весеннее небо?
Слайд 21
Простор небес занимает большую часть картины.
Небо на полотне нежно-голубое, покрытое лёгкими перистыми и пышными
бело-розовыми облаками, и лишь у линии горизонта облака сгущаются и сереют, сливаясь с тёмнеющими вдали просторами обнажающихся полей
Слайд 24
На втором плане белеет невысокий пятиглавый
собор, а рядом устремляет в небеса купол стройная колокольня.
Перед собором и колокольней темнеют деревянные строения и протянулся низкий забор.
Слайд 25
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:
I. А. К. Саврасов
– художник-пейзажист.
II. Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
1. Изображение художником весеннего пробуждения природы.
2. Первый план картины:
1) берёзы с гнёздами грачей;
2) хлопотливые птицы;
3) рыхлый снег.
3. Весеннее небо на картине А. К. Саврасова.
4. Второй план картины:
1) пятиглавый собор и колокольня;
2) деревянные строения.
III. Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» -- гимн родной русской природе.