Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ

Содержание

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйСтруктура рассматривается как система, состоящая из отдельных формальных элементов различных уровней;но изучаются не элементы, а отношения между ними, функции этих элементов, иерархия и взаимодействие формальных уровней (фонологических, ритмических, лексических и т. п.), ибо структура
ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйСТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ направлен на: Выявление внутренних формальных закономерностей построения художественного ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйСтруктура рассматривается как система, состоящая из отдельных формальных элементов различных ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйАнализ структуры требует:описания функций всех внутренних зависимостей, как синтагматических, так ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйБазируется на «аксиомах»:структуры, организующие формальные элементы текста, бессознательны и объективны;они ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВажнейшая цель - выявить объективное значение функций отдельных элементов и ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйпроизведения, чьи жанровые качества определяются не границами внутри литературного рода, ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйАнализ сопредельных жанров позволяет выявить «скрытые» особенности рассматриваемых жанровых форм ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВыбор произведений Л. Мея и Ап. Майкова для сравнительного анализа ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйОтправной пункт анализа - положение классической теории разделения литературы на ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйДраматическое действие  как таковое не может быть о п ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйДействие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где автор стремился ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйПротивоборство со всеми его перипетиями развертывается в «Сервилии» в том ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный«... Драматический поэт переносит зрителя на самое место действия, делает ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВ «Двух мирах» Майков далек от задач показать «ежеминутную борьбу ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйЭта история обращения героев в христианство выпадает из драматического действия, ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйОтличие драмы от сопредельного жанра просматривается в особенностях сюжета и ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВ статистических показателях видно жанровое качество драматического узла:В драме он ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйХарактерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления жанровых свойств драматургического ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйЧем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст. Внешнее проявление этого ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйЕще важнее учесть качественная сторон диалога в разных жанрах. Драматургическое ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйПовелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает собеседника стать производителем, субъектом ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйОсобый характер диалога отражается и в статистике верификационных предложений, которые ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйКоличественный уровень монологической речи в драме гораздо ниже, чем в ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВ монологи в драме нередко включаются обращения или побудительные предложения, ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйКоммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого акта и реальную связь ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйБольшая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели в поэме, обнаруживается ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйДифференциатором жанра выступает категория лица. Распределение местоимений по жанрам таково (в %): ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйМонологи: в «Сервилии» - Афера, Старика, Сервилии, Валерия, Силии, Сорана, ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйПротивопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов этих местоимений во ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйТретье лицо никогда не стоит в отношении рефлексивности к единовременному ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВажным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые. Это не грамматическая, а ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйЛезбия:Недурны люди. Это - галл,А это - свев. Держу за ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный«Ситуативных» сказуемых 558 в «Сервилии» и 278 в «Двух мирах». ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйГете и Шиллера об эпической и драматической поэзии: «Великое же ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйОсновная функция местоимений третьего лица не дейктическая, как у местоимений ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйТаким образом, анализ композиционных особенностей выявляет важные, хотя и не
Слайды презентации

Слайд 2 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Структура рассматривается как система, состоящая из отдельных

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйСтруктура рассматривается как система, состоящая из отдельных формальных элементов

формальных элементов различных уровней;
но изучаются не элементы, а отношения

между ними, функции этих элементов, иерархия и взаимодействие формальных уровней (фонологических, ритмических, лексических и т. п.),
ибо структура - это и есть иерархическая система внутренних взаимозависимостей отдельных элементов и уровней в художественном произведении.

Слайд 3 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Анализ структуры требует:
описания функций всех внутренних зависимостей,

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйАнализ структуры требует:описания функций всех внутренних зависимостей, как синтагматических,

как синтагматических, так и парадигматических,
но на практике (как

правило) ограничиваются функциональным описанием доминантных отношений между элементами одной системы (семантической, фонологической, грамматической и т. д.) и между системами различных уровней (например, ритмической и композиционной).

Слайд 4 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Базируется на «аксиомах»:
структуры, организующие формальные элементы текста,

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйБазируется на «аксиомах»:структуры, организующие формальные элементы текста, бессознательны и

бессознательны и объективны;
они существуют независимо от реципиента;
их конституируют различия

и оппозиции;
они универсальны и их матрицы предполагают возможности функционирования в качестве текстов любых образований сознания.

Слайд 5 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Важнейшая цель - выявить объективное значение функций

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВажнейшая цель - выявить объективное значение функций отдельных элементов

отдельных элементов и уровней текста в образовании значений, иерархическим

единством которых обусловлено «точное», понятийное знание о художественном произведении.

Слайд 6 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
произведения, чьи жанровые качества определяются не границами

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйпроизведения, чьи жанровые качества определяются не границами внутри литературного

внутри литературного рода, а обусловлены
сопредельностью
(например, эпоса и

драмы). Такова драматическая поэма, в самом названии жанра которой эта сопредельность наступает со всей очевидностью.

Слайд 7 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Анализ сопредельных жанров позволяет выявить «скрытые» особенности рассматриваемых

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйАнализ сопредельных жанров позволяет выявить «скрытые» особенности рассматриваемых жанровых

жанровых форм и меру взаимопроникновения одного литературного рода в

другой.
Драма «Сервилия» Л. Мея
и драматическая поэма «Два мира» А. Майкова.

Слайд 8 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Выбор произведений Л. Мея и Ап. Майкова

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВыбор произведений Л. Мея и Ап. Майкова для сравнительного

для сравнительного анализа жанровых структур продиктован:
сходной направленностью авторских дарований,


общностью разрабатываемых поэтами тем,
относительно равным объемом произведений («Сервилия» - 2 310 строк, 49 персонажей; «Два мира» - 2 020 строк, 41 персонаж)
хронологией их создания: первое написано в 1854-1861 годах, а второе в 1872-1888 годах.

Слайд 9 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Отправной пункт анализа -
положение классической теории

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйОтправной пункт анализа - положение классической теории разделения литературы

разделения литературы на роды и виды.

«Действие определяет форму

и содержание драматической поэзии»
Гегель

Слайд 10 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Драматическое действие
как таковое не может

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйДраматическое действие как таковое не может быть о п

быть о п и с а н о, а

только представлено в поступках действующих лиц, в осуществлении их страстей и намерений;
«… ежеминутная борьба двух враждующих начал» (В. Гюго «Предисловие к «Кромвелю») организует действие и конфликт драмы.

Слайд 11 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Действие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея,

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйДействие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где автор

где автор стремился изобразить:
«разлад философии стоиков с существующим

порядком»,
борьбу между приближенными Нерона и римскими патрициями,
столкновение языческой и христианской идеологий.

Слайд 12 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Противоборство со всеми его перипетиями развертывается в

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйПротивоборство со всеми его перипетиями развертывается в «Сервилии» в

«Сервилии» в том пространственно-временном континууме, который можно охарактеризовать дейктическими

(указательными) знаками
сейчас - здесь
и который обеспечивает наибольшую сопричастность зрителя к происходящему на сцене.


Слайд 13 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
«... Драматический поэт переносит зрителя на самое

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный«... Драматический поэт переносит зрителя на самое место действия,

место действия, делает его участником события»

А.Н. Островский

Слайд 14 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
В «Двух мирах» Майков далек от задач

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВ «Двух мирах» Майков далек от задач показать «ежеминутную

показать «ежеминутную борьбу двух враждующих начал»
Он «хотел в pendant

языческому обществу очеркнуть общество христианское», а не суть христианства (Ф.Д. Батюшков), которая есть определенное отношение к ценностям жизни, а следовательно, если не прямой, то рефлексивный конфликт с языческим миром.
Автор акцентирует внимание на путях, приведших бывших язычников в религиозную общину

Слайд 15 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Эта история обращения героев в христианство выпадает

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйЭта история обращения героев в христианство выпадает из драматического

из драматического действия, ибо она предстает не в форме

осуществления, а как уже осуществленная в прошлом, т. е. в пространственно-временном континууме, обозначенном дейксисами
тогда – там
Эта история - не д е й с т в и е,
а событие, завершившееся за сценой.

Слайд 16 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Отличие драмы от сопредельного жанра просматривается в

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйОтличие драмы от сопредельного жанра просматривается в особенностях сюжета

особенностях сюжета и композиции.
Одна из категорий сюжетосложения -

совстречаемость персонажей. Количественно эта категория при однократном исчислении действующих лиц, вступающих в диалог, в «Сервилии» выражена числом 66;
в драматической поэме - числом 11.

Слайд 17 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
В статистических показателях видно жанровое качество драматического

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВ статистических показателях видно жанровое качество драматического узла:В драме

узла:
В драме он завязывается при активном участии гораздо большего

числа персонажей, что способствуем единству и цельности действия, связанности текста и драматического произведения:
главные герои вступают в многосторонние отношения со своим окружением;
конфликт произведения втягивает в свой водоворот второстепенные персонажи, отчего значимость их в развитии фабулы несравненно выше, чем в пограничном жанре;
драматическое действие находит особую трансполяцию в сюжетосложении.

Слайд 18 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Характерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйХарактерные приметы диалога, имеющие значение для осмысления жанровых свойств

жанровых свойств драматургического текста:
1) коллективность информации;
2) возможная

разноплановость информации;
3) различие в оценке информации;
4) активное участие в речи мимики, жестов, действий партнеров;
5) влияние предметного окружения собеседника.

Слайд 19 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Чем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйЧем чаще совстречаемость персонажей, тем диалогичнее текст. Внешнее проявление


Внешнее проявление этого факта предстает в количественном соотношении речевых

актов при относительно равном объеме произведений: в драме их 625, в драматической поэме - 370.

Слайд 20 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Еще важнее учесть качественная сторон диалога в

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйЕще важнее учесть качественная сторон диалога в разных жанрах.

разных жанрах.

Драматургическое напряжение диалога, а следовательно, и действия,

выражается в ряде грамматических категорий:
в драме значительно выше императивность речи, нежели в поэме - из 1 160 глаголов в «Сервилии» 235 (20 %) глаголы повелительного наклонения,
в «Двух мирах» таких глаголов лишь 8,5%, или 106 из 1 250.

Слайд 21 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Повелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает собеседника

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйПовелительное наклонение, выражая волю говорящего, побуждает собеседника стать производителем,

стать производителем, субъектом какого-нибудь действия и принадлежит к эмоционально-волевому

языку, имеющему особые возможности для выражения драматического сюжета.

Слайд 22 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Особый характер диалога отражается и в статистике

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйОсобый характер диалога отражается и в статистике верификационных предложений,

верификационных предложений, которые заключают актуальную информацию типа реакции на

мнение или предложение собеседника.
В «Сервилии» вопросно-ответных предложений почти в два раза больше, чем в поэме А. Майкова.

Слайд 23 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Количественный уровень монологической речи в драме гораздо

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйКоличественный уровень монологической речи в драме гораздо ниже, чем

ниже, чем в драматической поэме:
монологическая ночь чаще всего имеет

односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реакцию.
Монологи в драматическом произведении являются частным случаем диалогической речи, которая конституирует весь текст драматических произведений, но в поэме
монологи объемом более 15 строк занимают около 43 % текста,
а в драме лишь 19 %.
Средняя длина монолога у Майкова 28 строк, а у Мея - 22.

Слайд 24 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
В монологи в драме нередко включаются обращения

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВ монологи в драме нередко включаются обращения или побудительные

или побудительные предложения, чем подчеркивается коммуникативно-волевой или прагматический аспект

акта.
Таких монологов в «Сервилии» 60 % по отношению к их общему количеству (подсчитаны монологи объемом более 15 строк).
В «Двух мирах» - 40 %.
В поэме основная функция монолога номинативно-сигнификативная: субъект речи не столько побуждает собеседника к поступку, сколько информирует его.

Слайд 25 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Коммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого акта

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйКоммуникативные обобщения (слова, обозначающие коммуникатов речевого акта и реальную

и реальную связь между ними в момент речи) не

только определяют направленность монологов, но являются характеризующим признаком всего текста.
В драме их 135, или 5,84 %, по отношению к числу строк в произведении.
В драматической поэме - 71 (3,3 %).
При приближении действия к развязке увеличивается частота обращения, что сигнализирует об актуальности, активизации связи коммуникатов, об усилении связности текста.

Слайд 26 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Большая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйБольшая жесткость коммуникативных связей в драме, нежели в поэме,

в поэме, обнаруживается при анализе слов личного дейксиса (личных

местоимений первого, второго и третьего лица).
Разность сумм всех личных местоимений, использованных в рассматриваемых произведениях, невелика:
в «Сервилии» 609 слов личного дейксиса,
в поэме Майкова - 675.


Слайд 27 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Дифференциатором жанра выступает категория лица. Распределение местоимений

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйДифференциатором жанра выступает категория лица. Распределение местоимений по жанрам таково (в %):

по жанрам таково (в %):


Слайд 28 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Монологи:
в «Сервилии» -
Афера, Старика, Сервилии,

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйМонологи: в «Сервилии» - Афера, Старика, Сервилии, Валерия, Силии,

Валерия, Силии, Сорана, Эгнатия
поэме «Два мира» -
Иова(3),

Гланка, Павзания, Фабия, Камиллы, Деция.

Слайд 29 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Противопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйПротивопоставление Я - ТЫ (и противопоставление вариантов этих местоимений

этих местоимений во множественном числе и косвенных падежах), (говорящий

- слушающий», образует категорию «коммуникативного» лица.
Эта категория формирует основную ось координации участников единовременных речевых актов.
Ось эта почти на треть «длиннее» в драме Мея, нежели в майковской поэме:
35,7 % - 22,8 %.

Слайд 30 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Третье лицо никогда не стоит в отношении

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйТретье лицо никогда не стоит в отношении рефлексивности к

рефлексивности к единовременному акту речи. Оно «не коммуникативно».
Вот

почему в драме, основой композиции которой является диалог, употребление местоимений третьего лица крайне ограниченно.
В поэме, где высок уровень монологической речи с номинативно-сигнификативной функцией, число местоимений третьего лица резко возрастает.

Слайд 31 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Важным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые. Это

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйВажным признаком жанра выступают «ситуативные» сказуемые. Это не грамматическая,

не грамматическая, а логическая категория.
«Ситуативные» сказуемые могут быть

выражены различными частями речи, главным образом глаголами. Эти глаголы, как и другие части речи в составе сказуемого, обозначают действия, состояния, процессы, происходящие одновремен­но с речевым актом или, иначе говоря, в пространственно-временном континууме сейчас - здесь.
Причем названные глаголы могут быть и настоящего, и будущего, и прошедшего времени.
Например:

Слайд 32 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Лезбия:
Недурны люди. Это - галл,
А это -

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйЛезбия:Недурны люди. Это - галл,А это - свев. Держу

свев. Держу за галла,
А ты - за свева.
(следя за

боем)
Ну,- пропал!
Глаголы «держу» (наст, вр.), «пропал» (прош. вр.) в данном контексте указывают на действие, совпадающее но времени и месту с речевым актом.

Слайд 33 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
«Ситуативных» сказуемых
558 в «Сервилии»
и 278

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный«Ситуативных» сказуемых 558 в «Сервилии» и 278 в «Двух

в «Двух мирах».
Их соотнесенность с определенным континуумом приводит

к заключению, что пространственно-временные координаты сейчас - здесь в значительно большей степени принадлежность драмы, чем драматической поэмы.

Слайд 34 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Гете и Шиллера об эпической и драматической

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйГете и Шиллера об эпической и драматической поэзии: «Великое

поэзии: «Великое же и су­щественное их различие заключается в

том, что эпический поэт излагает событие, перенося его в прошедшее, драматург же изображает его как свершающееся в настоящем».

Слайд 35 ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный
Основная функция местоимений третьего лица не дейктическая,

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурныйОсновная функция местоимений третьего лица не дейктическая, как у

как у местоимений «я», «ты», а скорее заместительная (т.

е. местоимения третьего лица обозначают преимущественно одушевленный объект, находящийся вне сферы носителя речи), то:
структуру речевого пространства в «Сервилии» можно ориентировочно изобразить, исходя из отношения дейксисов третьего лица и «ситуативных» глаголов сопредельных жанров, параметрами сейчас – ты - здесь;
в «Двух мирах»: тогда - он (она) - там,
что указывает на большую атрибутивность драматической поэмы эпосу, нежели драме как литературному роду.

  • Имя файла: strukturno-zhanrovyy-analiz.pptx
  • Количество просмотров: 155
  • Количество скачиваний: 0