Слайд 2
Цель урока
Проблема взаимоотношения личности и государства в романе
Е. И. Замятина “Мы”.
Слайд 3
Задачи
Сопоставить события 20-30 годов в стране.
Проследить, как
автор показывает возникновение тоталитарного режима.
Развивать творческую и познавательную активность
учащихся.
Слайд 4
"Мы – от бога, я от дьявола?!"
Самое страшное
в утопиях то, что они сбываются…
Н.А. Бердяев
Своя воля
лучше.
Ф.М. Достоевский
Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари...
Е. И. Замятин
Слайд 5
Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) – яркий
прозаик и драматург. Роман “Мы”, написанный в 1920 году,
как и многие другие его произведения, увидел свет лишь в 80-90 годы XX столетия. XX век - век торжества человеческого разума, век невиданного прогресса стал самым кровавым в истории человечества.
Слайд 6
Роман написан 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде,
опубликован лишь
в 1988. Почему этот
роман не дошел
до читателя раньше?
Слайд 7
Замятин решает печатать роман в самом известном журнале
русской эмиграции “Современных записках”. Но публикации воспрепятствовал арест писателя
в ночь с 16 на 17 августа 1922 года. И только заступничество друзей помогло Замятину избежать высылки.
После проработки на очередном собрании писательской общественности Е. Замятин заявил о своем выходе из Всероссийского Союза Писателей.
Свидетель и участник событий К. Федин писал в связи с этим: “Я был раздавлен происходившей 22 сентября поркой писателя, никогда личность моя не была так унижена”.
В 1929 году роман был использован для массированной критики Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и “проявление вредительства интересам советской литературы”.
Слайд 8
Е. Замятин так объяснял задачу своего романа:
“Близорукие рецензенты
увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет.
Это, конечно, неверно: этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и власти государства”.
Слайд 9
Обсуждение “дела” Замятина было сигналом к ужесточению политики
партии в области литературы.
Организована травля писателя: ни один
журнал не печатает его произведений.
1929-й год - год Великого перелома, наступления сталинизма. Работать, как литератору, в России Замятину стало бессмысленно и невозможно, и он в 1931 году уезжает за границу.
Слайд 10
“Мы” - первый роман – антиутопия, предупреждение об
опасностях на пути реализации социалистических идей. Е.И. Замятин проследил
логический путь, который ведет к Единому Государству, но вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов, обнаружился бездушный, казарменный строй, в котором обезличенные “нумера” интегрированы в послушное и пассивное “мы”, слаженный, но неодушевленный механизм.
Слайд 12
Роман “Мы” - антиутопия? Или это страшная реальность?
Попробуйте ответить на этот вопрос, посмотреть на Единое Государство
не только, как на утопическое государство будущего, созданное воображением писателя, но и как на реально существовавшее в нашей стране, угнетенной тоталитарным режимом, лагерями, боязнью быть личностью, ярким “я”.
Слайд 14
Государство полностью приковало жителей к счастью: всеобщему, обязательному,
равному. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все
подчинено великой цели. Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Но мы видим, что человек растворен в государстве, нет личности, остается лишь нумер, который должен подчиняться раз и навсегда заведенным законам, а малейшее неисполнение закона каралось сразу.
Слайд 15
Коммунистическая дисциплина узнается также в строгом подчинении порядку,
в правилах, ограничивающих свободу в Едином Государстве, где повседневная
жизнь населения напоминает сталинские трудовые лагеря: все человеческие потребности – от приема пищи и прогулки до любви – совершаются по сигналу. Здесь отражена даже проблема стукачества: стены домов жителей сделаны из стекла, чтобы все могли видеть и знать, кто, чем занимается. “Нам нечего скрывать друг от друга”.
Слайд 16
Это обычное тоталитарное государство,
в котором живет закрытое
общество.
Слайд 17
Ю.Левитанский.
Всё гаечки да винтики,
а Бог — у
пульта.
Это называется
эпоха культа.
Так ли называется,
не так ли называется —
это
в моем сердце
болью отзывается.
А кругом у мальчиков
запал да пыл.
Они ко мне с вопросом —
а ты где был?
А где я был, мальчики?
И там был, и тут.
Слайд 18
Ю.Левитанский
...Винтики, винтики
по полю идут.
Сталин о нас думает.
Нам ни
шагу вспять.
Дважды два четыре,
пятью пять двадцать пять.
А над бедным
винтиком
ворон парит.
А под белым бинтиком
рана горит.
Васеньки? Витеньки? —
узнать не могу.
Винтики, винтики
лежат на снегу...
Среди того дыма
и того огня
я и не заметил,
как убили меня.
Слайд 19
Ю.Левитанский
Не шлепнули в застенке,
не зарыли во рву —
вот
я и думал,
будто живу...
Что ж это такое,
как же это
вдруг!
Ах, товарищ Сталин,
учитель и друг!
Как же это вышло
со мной, со страной,
учитель мой, мучитель,
отец мой родной!
...Мартовский морозец,
поздняя весна.
Трудно просыпаюсь
от долгого сна.
Щурюсь непривычно
на солнце, на свет.
И сам еще не знаю —
я жив или нет.
Слайд 20
Диктатура…
Какие ассоциации вызывает это слово?
Террор
Репрессии
Тоталитаризм
Слайд 21
Замятин подводит нас к мысли о том, что
каждый для себя должен решить, “что принести в жертву
– “я” деспотичному “мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Хочется надеяться, что это больше никогда не повториться в жизни нашей страны. И сегодня мы думаем над вопросом: каким должно быть государство и личность в нем?
Слайд 22
Государство – это “мы”, которое должно состоять из
ярких “я”, умеющих выступить против любой диктатуры.