Слайд 2
Семья всегда была и будет "онтологическим" центром любых
общественных и личных потрясений и катаклизмов: войн, революций, измен,
ссор, вражды так же, как и мира, любви, блага, радости и т.п. Семейную модель человеческих отношений Толстой рассматривал в качестве универсальной, общезначимой основы братства, любви, прощения , так как именно родным людям мы склонны прежде всего прощать, терпеть от них обиды.
И вместе с тем только в рамках семейной жизни, родственных связей могут возникать явные отклонения от "закона любви", вопиющие нарушения принципов человечности и нравственности, которые в других ситуациях не выглядят столь, когда с полным основанием можно сказать, что "враги человеку домашние его". И Толстой глубоко переживал все эти ситуации, познав и агрессивность, и лукавство, и многообразие такого зла.
Слайд 3
Толстой был убежден, что "род человеческий развивается только
в семье". Следовательно, ее разрушение в его глазах было
чревато самыми страшными последствиями для всего человечества. Семья есть основание, исток и рода, и личности. Она необходима для существования как "общего", так и "личного". Если "общее" — человеческий род, народ, общество, государство — не может обойтись без семьи, то и отдельный человек, согласно Толстому, только в семье живет полноценной, серьезной жизнью. Общая необходимость в форме глубокой личной потребности. А у современников писателя исчезло должное понимание семьи, ее глубочайшего значения в жизни отдельного человека и общества.
Слайд 4
Роман “Анна Каренина ” вначале был задуман как большое эпическое произведение на
тему семейной жизни . Но постепенно, по мере вхождения героев в рамки
описываемой эпохи, роман стал наполняться широким социальным содержанием. В результате Толстой не только показал кризис старой семьи , покоившейся на лживой общественной морали, но и , противопоставив искусственной жизни в семье естественные отношения между супругами, попытался наметить пути выхода из этого кризиса.
Слайд 5
В романе Толстого соединены три сюжетные линии - истории трех семей. Эти три
истории одновременно и похожи, и различны. Анна выбирает любовь, губя семью.
Долли, жена ее брата Стивы Облонского, ради счастья и благополучия детей, примиряется с изменившим ей мужем. Константин Левин, женясь на юной и очаровательной сестре Долли, Кити Щербацкой, стремится создать истинно духовный и чистый брак, в котором муж и жена становятся одним, сходно чувствующим и думающим существом. На этом пути его подстерегают искушения и трудности. Левин теряет понимание жены: Кити чуждо его желание к опрощению, сближению с народом.
Слайд 6
“Анна Каренина ” начинается словами: “Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. И дальше: “Все смешалось в доме Облонских ”. Потом мы
видим еще более несчастливую семью — Карениных . На наших глазах создается и рождается третья такая же, лишенная покоя и счастья, семья — Анны и Вронского. И только семья Константина Левина и Кити показана счастливой. Но сколько волнений и горя пережили Левин и Кити, прежде чем они создали свою семью !
Слайд 7
Истории героев, очевидно, развиваются параллельно и разнонаправленно: Кити
и Левин от разочарования, тяжелых переживаний приходят к прочному
и спокойному семейному счастью. Анна и Вронский неуклонно и неотвратимо движутся навстречу трагедии. Связь Кити и Левина, есть жизнь, отношения Анны и Вронского развиваются под знаком смерти. "Как счастливо вышло тогда для Кити, что приехала Анна, — сказала Долли, — и как несчастливо для нее, Вот именно наоборот, — прибавила она, пораженная своею мыслью. — Тогда Анна так была счастлива, а Кити себя считала несчастливою. Как совсем наоборот!". Наоборот чему? Наоборот представлениям о счастье и благе, которые царят в обществе.
Слайд 8
Причина противоположности судеб героев — в различном отношении
их к семье и браку. Эти взгляды не сталкиваются
на публичной арене споров и диспутов, поэтому и невозможна, принципиально невозможна событийная, сюжетная связь двух линий. Но суть воззрений героев вполне раскрывается их жизнью, их судьбой.
Слайд 9
Уже в самом начале произведения дается краткая, но
емкая характеристика этой семьи: «Все члены семьи и домочадцы
чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они». Для самого Стивы семья — чисто внешняя оболочка, необходимая часть общественного устройства. Показательные его рассуждения о том, что не может же он в самом деле быть верным своей жене. Он «раскаивался только, что не умел лучше скрыть от жены ...»
Семья Стивы Облонского
Слайд 10
Однако Облонский не лишен положительных качеств, добр, честен,
«он чувствовал тяжесть своего положения и жалел жену, детей
и себя самого». Когда жена прощает его, Степан Аркадьевич испытывает счастье и радость, его мир вновь обрел устойчивость. Но, вероятнее всего, потом все будет по-прежнему, разве что он, действительно, будет тщательнее скрывать свои увлечения.
Очень точно характеризует понимание семьи такими, как Стива, его сестра Анна в беседе с Долли Облонской: «как-то у них эти женщины остаются в презрении и не мешают семье. Они какую-то черту проводят непроходимую между семьей и этим.
Слайд 11
Семья Карениных
Семья Карениных раскрывает уже иной тип отношений.
Долли вспоминает, что ей «не нравился самый дом их;
что-то было фальшивое во всем складе их семейного быта». Хотя Каренин — совершенно иной тип человека, чем Стива, но их понимание семьи во многом близко. Для Алексея Александровича Каренина семья — не более чем узаконенная форма отношений. Каренин все же понимает, что он бессилен, что «все против него и что его не допустят сделать то, что казалось ему теперь так естественно и хорошо, а заставят сделать то, что дурно, но им кажется должным».
Слайд 12
Мнение света, традиции общества оказываются для него более
значимы, ведь человек этот живет, руководствуясь, прежде всего, рассудком,
разумом. За ним стоит целый мир, чуждый человечности. Можно сказать, что Каренин — один из элементов государственного механизма. Таким образом, семейная драма Анны приобретает более глубокий смысл. Речь идет уже о столкновении живой человеческой души с системой общественных установлений. Трагедия героини становится не только личной, но приобретает и социальную окраску.
Слайд 13
Анна и Вронский
Попытка Анны и Вронского создать семью
терпит крах. Для него семья это дело — вещи
абсолютно разные, он лишен единства и слитности всех интересов, что является отличительной чертой любимых героев Толстого, тех, кому он доверяет выражение собственных взглядов. По мнению автора, кроме истинной любви людей должны связывать и другие интересы. Вронский, хотя и любит Анну неподдельно, но приоткрывает ей лишь часть своей души. А в этом случае невозможно создать счастливую семью. Для большинства героинь Л.Н.Толстого идеальная семья — истинное и единственное счастье. Идеал Анна Карениной - любовь бескомпромиссная, убедившись, что для нее нет надежды на такое чувство, не видя смысла в жизни, она покончила с собой.
Слайд 14
Иной путь выхода из подобной ситуации пытается найти
в романе Константин Левин. Именно этот герой осуществил свой
семейный идеал. Но, сделавшись счастливым семьянином, Левин и переживает трагедию, которая заставляет его не раз думать о самоубийстве. Для него семья — главное условие духовно содержательной, истинно нравственной и трудовой жизни. В конце романа Левин все же выражает искреннюю надежду, что его жизнь «не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!». Таков выход, найденный для себя персонажем. Для него, как и для автора, строить свою семью — это строить жизнь и наоборот. Два этих процесса связаны неразрывно.
Семья Константина Левина
Слайд 15
Проблема семьи — одна из определяющих в духовных
исканиях Л.Н.Толстого. В романе «Анна Каренина» автор показал новый
аспект в теме, которая интересовала его и в других произведениях, например в «Войне и мире». В романе-эпопее герои связывали решение личных проблем с участием в деле общенациональном, в войне 1812 года. В «Анне Карениной» отражено иное время, новые обстоятельства. В этих условиях каждый из героев, в первую очередь, занят собой, своими проблемами, своим домом, то есть своей семьей.