Слайд 3
В 1827 году известные русские художники Орест Адамович
Кипренский и Василий Андреевич Тропинин писали портреты Александра Сергеевича
Пушкина
Слайд 4
Тема портретов:
Пушкин – поэт
Слайд 5
Задумаемся:
Какую цель преследовали художники, когда писали портреты Пушкина?
Почему
образ поэта, созданный Тропининым и Кипренским в 1827 году
такой разный?
Слайд 6
О.А. Кипренский . Портрет Пушкина
О.А. Кипренский.
"Портрет Пушкина". 1827 г. Холст, масло.
О
поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: "С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий."
Слайд 7
Портрет написан в 1827
году; тем же годом помечено "Послание в Сибирь"; тогда
же прозвучал и "Арион" – горькое признание "таинственного певца", друга декабристов, еще недавно полного "беспечной веры", а теперь, после крушения, выброшенного на берег грозою, но не покорившегося: "Я гимны прежние пою и ризу влажную мою сушу на солнце под скалою..."
Слайд 8
Образ поэта у Кипренского наполнен
внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными
руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой «экосез» (шотландская ткань в крупную клетку). Эта деталь усиливает возвышенное романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом.
взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как
бы прислушивается к внутреннему голосу: «...минута — и стихи свободно потекут». Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент — момент творчества. Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол поэтического воодушевления («лесть», по терминологии поэта), который открылся проницательному художнику.
Слайд 10
Дельвиг попросил мастера пририсовать к
картине бронзовую фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил
подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру.
Слайд 11
Портрет работы Кипренского понравился Пушкину. В знак благодарности
художнику поэт написал стихи:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не
британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не увижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.("Кипренскому", 1827 г.)
Слайд 12
Ясность мысли, достоинство, ум, горькая
складка рта, взгляд удивительно прозрачных глаз полон затаенной печали...
Именно это выражение горечи так поражало своей верностью современников.
Слайд 13
Тропинин. Портрет Пушкина
В.А. Тропинин. "Портрет Пушкина".
1827 г. Холст, масло. Портрет Тропинину заказал сам Пушкин
и подарил его своему другу
Слайд 14
Бытует версия о том, что заказал портрет Тропинину
близкий друг поэта Соболевский, который « был недоволен приглаженными
и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина « нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки ».
Слайд 15
Но эта версия, скорее всего ложная,
так как из письма самого же Соболевского Погодину стало
известно (опубликовано лишь в 1952 году): « Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб.) »
Слайд 16
Дело художника сводилось к тому, чтобы запечатлеть
облик Пушкина со всей возможной точностью и правдивостью, не
задаваясь сложными задачами психологического анализа и раскрытия внутреннего образа.
Слайд 17
Тропинин иногда писал в одном и
том же халате разных людей. «Очевидно, он писал с
натуры только лицо, а одежду придумывал сам»,- писала Н.Н. Ковалевская в своем исследовании о художнике. По-видимому, эта одежда была придумана художником не случайно.
Слайд 18
Своеобразие костюма определилось причудливым сочетанием внешних
атрибутов байронизма (расстегнутый ворот рубашки с большим белым воротником,
небрежно повязанный галстук – шарф) с типично московской принадлежностью костюма – халатом, и в целом в столь специфической форме выражало представления художника о свободной личности.
Слайд 19
Слегка желтоватый общий колорит этюдного портрета,
не свойственный Тропинину, писавшему обычно в серебристо-голубоватой гамме, говорит
о том, что этюд писан, вечером при ламповом освещении.
объединены общим золотисто-коричневым тоном, на котором особенно выделяется лицо,
оттененное белизной отворота рубашки, — самое интенсивное красочное пятно в картине является одновременно и ее композиционным центром. Художник не стремился "приукрасить" лицо Пушкина и смягчить неправильность его черт; но, добросовестно следуя натуре, он сумел воссоздать и запечатлеть его высокую одухотворенность.
Слайд 21
Один из современников Пушкина,
писатель, историк, журналист Николай Полевой в “Московском телеграфе” поместил
небольшую заметку, говорящую о большом сходстве портрета с моделью и блестящем мастерстве его выполнения: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить выражения лица поэта.…»
Слайд 22
Современники единодушно признали
в тропининском портрете безукоризненное сходство с Пушкиным. Правда, один
из критиков отмечал, что художнику не удалось передать быстрый взгляд поэта. Но этот упрек вряд ли справедлив: именно во взгляде Пушкина, напряженном и пристальном, с наибольшей силой выражено содержание портретной характеристики. В широко раскрытых голубых глазах поэта светится подлинное вдохновение.
Слайд 23
Самое основное, что отличает образ, созданный Тропининым –
это собранность всех внутренних сил в волевое движение, не
замкнутость в себе, а некая открытость, доступность, потенциальная готовность к действию.
Именно выходец из народа – Тропинин – острее других почувствовал и сумел увековечить своей кистью народность гения русской поэзии.
Слайд 24
Судьба портрета после его создания была
полна приключений. Пушкин подарил большой портрет Соболевскому, набросок же
хранился в семье Тропинина. Вскоре после окончания портрета Соболевский уезжает за границу и отдает портрет на хранение своему приятелю И.В. Киреевскому. Вернувшись через пять лет, Соболевский обнаружил: «…в великолепной рамке был уже не подлинный портрет, а скверная копия с оного, которую я и бросил в окно».
Слайд 25
Много лет спустя портрет был куплен
одним московским собирателем картин у какого-то старьевщика. Увидев наконец
найденный портрет Тропинин сказал: «Увидал его не без волнения во многих отношениях: он напоминал мне те часы, которые я провел глаз на глаз с великим нашим поэтом. Я чуть не плакал, видя, как портрет испорчен».
Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения,
а Пушкин Тропинина более прост, понятен
Слайд 27
Сделайте вывод:
- Какую цель преследовали художники, когда писали
портреты Пушкина?
- Почему образ поэта, созданный Тропининым и
Кипренским в 1827 году такой разный?
-
Слайд 28
Домашнее задание
Напишите сочинение на тему:
«Какой из
двух портретов Пушкина наиболее близок моему представлению о нем?»