Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Тайны поэтической строки

Содержание

Лирика – род литературы, отражение жизни при помощи изображения состояний, мыслей, чувств и переживаний человека.Сфера описания лирики – внутренний мир.Лирика – самый субъективный и эмоциональный род литературы.
Автор работы:Зверева Лиана Юрьевна,учитель литературы,ГБОШИ АО«Школа-интернат одарённых детей им. А.П. Гужвина».г. АстраханьУрок-кроссворд, 6-9 классы«тайны поэтической строки» Лирика – род литературы, отражение жизни при помощи изображения состояний, мыслей, чувств Каковы особенности лирики?Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предмет лирики – Итак, стихотворная речь отличается Цель - повторить ключевые понятия стихосложения, необходимые для анализа лирического произведения.Ответив на 123456781. Как называется стих без рифмы?91011121314151617О Т В Е ТВо тьме ночной 123456782. Рифмовка со схемой ААВВ.91011121314151617О Т В Е ТВот утро севера - 123456783. Постоянный словораздел в стихах, разделяющий строку на две части и способствующий 123456784. Повторяющаяся группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких 123456785. Особый раздел стиховедения, посвящённый изучению стихотворного ритма.91011121314151617О Т В Е Т 123456786. Стихотворение, составленное из отрывков разных произведений одного или нескольких авторов.91011121314151617О Т 123456787. Стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе 123456788. Поэтический оборот, употребление слов, фраз в переносном, 123456789. Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге.91011121314151617О Т В Е ТСавраска 1234567810. Сочинение стихотворений на заранее заданные рифмы, как правило, шуточного характера. 91011121314151617О Т В Е ТУИЕ 1234567811. Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге.91011121314151617О Т В Е ТУИЕДКИЛЬУтро 1234567812. Прозвучало над ясной рекою,Прозвенело в померкшем лугу…Каким размером написаны строки?91011121314151617О Т В Е ТУИЕДКИЛЬНПС 1234567813. Композиционный приём повторения стиха или ряда стихов в конце строфы.91011121314151617О Т В Е ТУИЕДКИЛЬНПСРФЕ 1234567814. Организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворения 1234567815. Определить размер:Опять стою я над Невой,И снова, как в былые годы…91011121314151617О Т В Е ТУИЕДКИЛЬНПСРФЕСРФЯМ 1234567816. Стихотворение, в котором первые буквы строк составляют текст: слово, словосочетание, фразу.91011121314151617О 12345678 17. Стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не МК Л Ю Ч Е В О Е С Л О В М.В. Ломоносов довёл до конца начатую «Любой человек так или иначе понимает, что для действительного восприятия серьёзной музыки Список источников Гаврилова Е. Б. Урок литературы: «Петр Великий» нашей литературы» [Текст] Список источников иллюстрацийhttp://ckr-tiei.futuretoday.ru/images/uploads/companies/msfu/svoe_slovo.jpg – книга, перо;http://stat18.privet.ru/lr/0a2d1e414db6355514be88271289b13a – книга, листы, чашка;http://azblok.net/uploads/posts/2010-08/1281959240_1966.jpg – раскрытая
Слайды презентации

Слайд 2 Лирика –
род литературы, отражение жизни при помощи

Лирика – род литературы, отражение жизни при помощи изображения состояний, мыслей,

изображения состояний, мыслей, чувств и переживаний человека.

Сфера описания лирики

– внутренний мир.

Лирика –
самый субъективный и эмоциональный род литературы.


Слайд 3 Каковы особенности лирики?
Изображение человеческой личности в переживаниях и

Каковы особенности лирики?Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предмет лирики

раздумьях.
Предмет лирики – внутренний мир человека; его мысли

и чувства (движение и развитие).
Субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества. Жизнь представлена через переживания человека.
Косвенное, переносное или иносказательное значение слова выдвигается на первый план.
Огромное значение играют образные возможности языка.
Особая организация языка – стихотворная.







Слайд 4
Итак, стихотворная речь отличается

Итак, стихотворная речь отличается

особой ритмической организацией. Она отражена в системе русского стихосложения.
Стихосложение – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи.

Слайд 5 Цель - повторить ключевые понятия стихосложения, необходимые для

Цель - повторить ключевые понятия стихосложения, необходимые для анализа лирического произведения.Ответив

анализа лирического произведения.

Ответив на вопросы, в выделенных клетках вы

сможете прочесть ключевое слово – фамилию одного из основателей силлабо-тонической системы стихосложения.

Разгадайте
кроссворд!


Слайд 6 1
2
3
4
5
6
7
8
1. Как называется стих без рифмы?

9
10
11
12
13
14
15
16
17
О Т В

123456781. Как называется стих без рифмы?91011121314151617О Т В Е ТВо тьме

Е Т

Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный

луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел...
(Н. Карамзин)


Слайд 7 1
2
3
4
5
6
7
8
2. Рифмовка со схемой ААВВ.

9
10
11
12
13
14
15
16
17
О Т В Е

123456782. Рифмовка со схемой ААВВ.91011121314151617О Т В Е ТВот утро севера

Т
Вот утро севера - сонливое, скупое -
Лениво смотрится в

окно волоковое;
В печи трещит огонь - и серый дым ковром
Тихонько стелется над кровлею с коньком.
(А. Фет)

Слайд 8 1
2
3
4
5
6
7
8
3. Постоянный словораздел в стихах, разделяющий строку на

123456783. Постоянный словораздел в стихах, разделяющий строку на две части и

две части и способствующий ещё большей её ритмической организации.

9
10
11
12
13
14
15
16
17
О

Т В Е Т

Еще одно | последнее сказанье...

Дни поздней осени | бранят обыкновенно...

Гляжу, как безумный, | на черную шаль...
(Примеры из А. С. Пушкина).


Слайд 9 1
2
3
4
5
6
7
8
4. Повторяющаяся группа слогов, состоящая из одного ударного

123456784. Повторяющаяся группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или

и одного или нескольких безударных.

9
10
11
12
13
14
15
16
17
О Т В Е Т


Слайд 10 1
2
3
4
5
6
7
8
5. Особый раздел стиховедения, посвящённый изучению стихотворного ритма.

9
10
11
12
13
14
15
16
17
О

123456785. Особый раздел стиховедения, посвящённый изучению стихотворного ритма.91011121314151617О Т В Е Т

Т В Е Т


Слайд 11 1
2
3
4
5
6
7
8
6. Стихотворение, составленное из отрывков разных произведений одного

123456786. Стихотворение, составленное из отрывков разных произведений одного или нескольких авторов.91011121314151617О

или нескольких авторов.

9
10
11
12
13
14
15
16
17
О Т В Е Т
Мартышка, в Зеркале

увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой,
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище?
Спой, светик, не стыдись!
Недаром говорится,
Что дело мастера боится».
Медведь взревел – и подлинно запел;
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козленком,
То не путем мяукал он котенком.
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.
(Центон из басен И.А. Крылова: «Зеркало и обезьяна», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец, Волк и Журавль»).


Слайд 12 1
2
3
4
5
6
7
8
7. Стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением.

123456787. Стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в

Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.



9

10

11

12

13

14

15

16

17

О Т В Е Т


Живя, умЕй всЕ пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.

***
ДА, гОре ей – и чем простосердечней,
Тем кажется виновнее она…
(Ф.И. Тютчев)


Слайд 13 1
2
3
4
5
6
7
8
8. Поэтический оборот, употребление слов, фраз в переносном,

123456788. Поэтический оборот, употребление слов, фраз в переносном,

образном смысле.

9

10

11

12

13

14

15

16

17

О Т В Е Т


Слайд 14 1
2
3
4
5
6
7
8
9. Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге.

9
10
11
12
13
14
15
16
17
О

123456789. Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге.91011121314151617О Т В Е

Т В Е Т
Савраска увяз в половине сугроба –



Две пары промерзлых лаптей …
(Н.А. Некрасов)

Слайд 15 1
2
3
4
5
6
7
8
10. Сочинение стихотворений на заранее заданные рифмы, как

1234567810. Сочинение стихотворений на заранее заданные рифмы, как правило, шуточного характера. 91011121314151617О Т В Е ТУИЕ

правило, шуточного характера.

9
10
11
12
13
14
15
16
17
О Т В Е Т
У
И
Е


Слайд 16 1
2
3
4
5
6
7
8
11. Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге.

9
10
11
12
13
14
15
16
17
О

1234567811. Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге.91011121314151617О Т В Е

Т В Е Т
У
И
Е
Д
К
И
Л
Ь

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом

покрытые…
(И.С. Тургенев)


Слайд 17 1
2
3
4
5
6
7
8
12. Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу…
Каким

1234567812. Прозвучало над ясной рекою,Прозвенело в померкшем лугу…Каким размером написаны строки?91011121314151617О Т В Е ТУИЕДКИЛЬНПС

размером написаны строки?

9
10
11
12
13
14
15
16
17
О Т В Е Т
У
И
Е
Д
К
И
Л
Ь
Н
П
С


Слайд 18 1
2
3
4
5
6
7
8
13. Композиционный приём повторения стиха или ряда стихов

1234567813. Композиционный приём повторения стиха или ряда стихов в конце строфы.91011121314151617О Т В Е ТУИЕДКИЛЬНПСРФЕ

в конце строфы.

9
10
11
12
13
14
15
16
17
О Т В Е Т
У
И
Е
Д
К
И
Л
Ь
Н
П
С
Р
Ф
Е


Слайд 19 1
2
3
4
5
6
7
8
14. Организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении

1234567814. Организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворения

стихотворения

или его части.

9

10

11

12

13

14

15

16

17

О Т В Е Т

У

И

Е

Д

К

И

Л

Ь

Н

П

С

Р

Ф

Е

С

Р

Ф


Слайд 20 1
2
3
4
5
6
7
8

15. Определить размер:
Опять стою я над Невой,
И снова,

1234567815. Определить размер:Опять стою я над Невой,И снова, как в былые годы…91011121314151617О Т В Е ТУИЕДКИЛЬНПСРФЕСРФЯМ

как в былые годы…


9
10
11
12
13
14
15
16
17
О Т В Е Т
У
И
Е
Д
К
И
Л
Ь
Н
П
С
Р
Ф
Е
С
Р
Ф
Я
М


Слайд 21 1
2
3
4
5
6
7
8

16. Стихотворение, в котором первые буквы строк составляют

1234567816. Стихотворение, в котором первые буквы строк составляют текст: слово, словосочетание,

текст: слово, словосочетание, фразу.


9
10
11
12
13
14
15
16
17
О Т В Е Т
У
И
Е
Д
К
И
Л
Ь
Н
П
С
Р
Ф
Е
С
Р
Ф
Я
М
К
Р
С
Т
Х

В

ночной тиши сижу один.
Давно уж за полночь. Не спится!..
Остыл и спит во тьме камин.
Холодный чай. Перо.. Страница...
Ночная тьма глядит в окно.
Она лукаво обещает:
"Вот-вот - и явится ОНО!
Его ты жди! Не опоздает!"...
Но нет!.. И чистый лист не тронут.
И сон объял, как темный омут...
Ему придти - не суждено!...
(Вадим Цокуренко)


Слайд 22 1
2
3
4
5
6
7
8


17. Стих, в котором произвольно количество ударных

12345678 17. Стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов;

и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в

строках, нет повторяющихся единообразных строф, может не быть рифмы.


9

10

11

12

13

14

15

16

17

О Т В Е Т

У

И

Е

Д

К

И

Л

Ь

Н

П

С

Р

Ф

Е

С

Р

Ф

Я

М

К

Р

С

Т

Х

В

Р

Л

И

Б

Р

Ночью как-то вольнее дышать мне,
Как-то просторней...
Даже в столице не тесно!
Окна растворишь:
Тихо и чутко
Плывет прохладительный воздух.
А небо? А месяц?
О, этот месяц-волшебник!
(А.А. Фет)


Слайд 23 М
К Л Ю Ч Е В О Е

МК Л Ю Ч Е В О Е С Л О

С Л О В О
Кто утвердил силлабо-тоническое стихосложение?
О

Т В Е Т

Л

О

М

О

О

О

Н

С

В


Слайд 24 М.В. Ломоносов довёл до конца начатую

М.В. Ломоносов довёл до конца начатую

В.К. Тредиаковским реформу русского стихосложения.
До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение: в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. Ломоносов утвердил силлабо-тоническое стихосложение, в котором в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

Слайд 25 «Любой человек так или иначе понимает, что для

«Любой человек так или иначе понимает, что для действительного восприятия серьёзной

действительного восприятия серьёзной музыки нужна определённая подготовка, что для

этого необходимо как-то овладеть самим «языком» музыки. Но в то же время большинство людей полагает, что для восприятия поэзии никакой подготовки не требуется – достаточно просто уметь читать… Подобное представление ошибочно…». (В.В. Кожинов)

Прав ли
исследователь?


Слайд 26 Список источников










Гаврилова Е. Б. Урок литературы: «Петр

Список источников Гаврилова Е. Б. Урок литературы: «Петр Великий» нашей литературы»

Великий» нашей литературы» [Текст] / Е. Б. Гаврилова. –

Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/571459/, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
Дорожкина В. Т. Основы стихосложения – школьникам на уроках и во внеклассной работе [Текст] / В. Т. Дорожкина. – М. : АРКТИ, 2006
Квятковский А. П. Поэтический словарь [Текст] / А.П. Квятковский. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-2451.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. [Текст] / Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke8/ke8-3812.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
Литературная энциклопедия: В 11 т. [Текст] / Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-0911.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь [Текст] / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2003.
Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева [Текст] / Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/tyutchev/critics/pig/pig-001-.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Режим доступа: http://slovar.lib.ru/dict.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
Справочник по стихосложению [Текст] / Режим доступа: http://rifma.com.ru/AZ-0.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
Стихосложение [Текст] / Режим доступа: http://stikhoplet.narod.ru/pr.html, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
Труды Ломоносова в области языка и литературы [Текст] / Режим доступа: http://lomonosovsvd.narod.ru/literatura.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.

  • Имя файла: tayny-poeticheskoy-stroki.pptx
  • Количество просмотров: 135
  • Количество скачиваний: 0
- Предыдущая Мы и они