Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Технология обучения анализу поэтического текста

Содержание

В основу технологии положены:Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусстваСовременные литературоведческие подходы к анализу художественного текста «от формы к содержанию»
Технология обучения  анализу поэтического текстаАвтор - С.Л.Кагановичдоктор филологических наук, зав.кафедрой теории В основу технологии положены:Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусстваСовременные литературоведческие Покажем практическое применение технологии на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» М.Ю.Лермонтов УтёсНочевала тучка золотаяНа груди утеса-великана,Утром в путь она умчалась рано,По лазури Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа)УтёсТучка Для наглядности представим «шаги» анализа в виде таблицы Таблица Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым Следующий шаг:  придумываем ассоциации  к каждому  из ключевых образов («ассоциативный анализ») Молодость, радость бытия Старость, одиночество Таблица Еще раз обращаемся  к художественным средствам, проясняющим, уточняющим  мысль Антитеза  (основа всей художественной системы)тучКа (уменьш.) – утес-великанумчалась – стоитвесело – Эпитеты (делают образы более яркими)тучка золотаявеселоутес-великанвлажный следстарыйодиноко Олицетворения (переводят действие в символический план)Ночевала тучка … на груди утесаУмчалась… весело Синтаксический прием  переноса во второй строфе,  (выделяет особо О чем же  это стихотворение? (интерпретация)Об одиночестве.О весне и осени человеческой Алгоритм анализа
Слайды презентации

Слайд 2 В основу технологии положены:
Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией»,

В основу технологии положены:Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусстваСовременные

психологией восприятия искусства
Современные литературоведческие подходы к анализу художественного текста

«от формы к содержанию»

Слайд 3
Покажем практическое применение технологии на примере анализа стихотворения

Покажем практическое применение технологии на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс»

М.Ю.Лермонтова «Утёс»


Слайд 4 М.Ю.Лермонтов Утёс
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она

М.Ю.Лермонтов УтёсНочевала тучка золотаяНа груди утеса-великана,Утром в путь она умчалась рано,По

умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в

морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит. Задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.


Слайд 5 Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа)
Утёс
Тучка

Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа)УтёсТучка

Слайд 6

Для наглядности
представим «шаги» анализа
в виде таблицы

Для наглядности представим «шаги» анализа в виде таблицы

Слайд 7 Таблица

Таблица

Слайд 8 Заполняя таблицу, находим в тексте лексические

Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым

цепочки,
связанные с каждым
из ключевых образов (полюсов)

и по возможности сразу определяем изобразительные средства и художественные приемы, способствующие возникновению
тех или иных ассоциаций,
того или иного эмоционального восприятия текста

Слайд 10 Следующий шаг: придумываем ассоциации к каждому из ключевых

Следующий шаг: придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов («ассоциативный анализ»)

образов («ассоциативный анализ»)


Слайд 11 Молодость, радость бытия

Молодость, радость бытия

Слайд 12 Старость, одиночество

Старость, одиночество

Слайд 13 Таблица

Таблица

Слайд 14 Еще раз обращаемся к художественным средствам, проясняющим, уточняющим

Еще раз обращаемся к художественным средствам, проясняющим, уточняющим мысль поэта,

мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении:
Тропы
Синтаксические фигуры

и приемы
Особенности строфики, звукописи и т.д.

Слайд 15 Антитеза (основа всей художественной системы)

тучКа (уменьш.) – утес-великан
умчалась

Антитеза (основа всей художественной системы)тучКа (уменьш.) – утес-великанумчалась – стоитвесело –

– стоит
весело – одиноко
играя – плачет
Союз «НО» между 1-й

и 2-й строфой

Слайд 16 Эпитеты (делают образы более яркими)

тучка золотая
весело


утес-великан
влажный след
старый
одиноко

Эпитеты (делают образы более яркими)тучка золотаявеселоутес-великанвлажный следстарыйодиноко

Слайд 17 Олицетворения (переводят действие в символический план)
Ночевала тучка … на

Олицетворения (переводят действие в символический план)Ночевала тучка … на груди утесаУмчалась…

груди утеса
Умчалась… весело играя
…в морщине старого утеса
Одиноко он стоит

… плачет

Слайд 18 Синтаксический прием переноса во второй строфе, (выделяет

Синтаксический прием переноса во второй строфе, (выделяет особо значимые слова)Но

особо значимые слова)
Но остался влажный след в морщине//
Старого утеса.

Одиноко//
Он стоит…

Слайд 19 О чем же это стихотворение? (интерпретация)
Об одиночестве.
О весне и

О чем же это стихотворение? (интерпретация)Об одиночестве.О весне и осени человеческой

осени человеческой жизни.
А может быть,
о свободе и ее

пределах?


Слайд 20 Алгоритм анализа

Алгоритм анализа

  • Имя файла: tehnologiya-obucheniya-analizu-poeticheskogo-teksta.pptx
  • Количество просмотров: 126
  • Количество скачиваний: 0