Слайд 2
Цель:
Познакомиться с типом «тургеневской девушки.»
Слайд 3
Задача:
Охарактеризовать тип «тургеневской девушки.»
Слайд 4
В процессе изучения русской литературы XIX в. Можно
познакомиться прекрасными женскими образами, каждый из которых выделяется своими
индивидуальными чертами, оставляет неотразимый след в нашей памяти. Неповторимы образы пушкинских героинь, женские образы, запечатленные на страницах произведений Лермонтова, Островского и других писателей.
Слайд 5
Особое место в русской литературе занимает целая галерея
женских образов, созданная И. С. Тургеневым. “Тургеневские девушки”, как
часто их называют критики, сочетают внешнюю хрупкость и внутреннюю силу, четкий ум и нежное сердце.
Слайд 6
Одной из ярких представительниц этой группы является героиня
романа “Рудин” — Наталья Ласунская.
Слайд 7
Знакомство с романом позволяет с уверенностью говорить о
том, что Наталья Ласунская — типичная героиня тургеневской прозы:
воспитанная, скромная, нежная, не по годам умная, с богатым внутренним миром, а главное — способная на большие и искренние чувства, на самопожертвование во ИМЯ ЛЮБВИ.
Слайд 8
Описывая внешность Натальи, автор делает акцент на выражении
ее лица, которое почти всегда отражало “внутреннюю работу мыслей”:
“она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало”.
Слайд 9
Однако сам Тургенев неоднократно отмечает, что его героиня
вовсе не юная, неопытная девушка, и уж тем более
не “холодная”, непреступная дворяночка. Данная мысль подтверждается после встречи Натальи и Рудина.
Слайд 10
Даже в расстроенном состоянии, Наталья находит силы сказать
Рудину замечательные слова: “...я до сих пор вам верила,
каждому вашему... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что люблю вас, я знала, что значит это слово; я на все была готова... Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься”.
Слайд 11
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
произведение «Ася»
Активной силой в любви является
именно «тургеневская девушка», а герой-мужчина, не получивший в повести
«Ася» даже имени, будет в ответственный момент «нести какую-то жалкую околесицу», а после припадка малодушия кинется вслед уехавшей Асе, будет проклинать себя, а затем утешится мыслью, что он, «вероятно, не был бы счастлив с такой женой». Конечно, этот вывод должен родиться в итоге изучения повести, но понимание его учителем определит изучение темы с самого начала.
Слайд 12
Место образа Аси в галерее «тургеневских девушек»
Незаконная
дочь помещика, получившая сначала суровое и простое воспитание в
доме матери-крестьянки, а потом дворянское воспитание в доме отца и пансионе. Ася с ее порывистой, страстной, изменчивой натурой реагирует на все бурно и сразу.
Слайд 13
Следует сказать, что в большинстве тургеневских произведений героини,
даже если они выполняют значительную сюжетообразующую функцию, присутствуют только
для того, чтобы “оттенить” фигуру главного героя, испытать его любовью, проверить на сильные чувства.