Исследователи выдвигают версию о существовании универсальных типов сюжетных схем, характерных для произведений любого литературного рода. Таких сюжетных схем четыре: - циклическая - кумулятивная - лиминальная (пороговая) - сюжет становления.
Слайд 7
Лиминальный сюжет Представляет собой четырехфазную модель фабулы: обособление; новое
партнерство; порог (лиминал); преображение.
Слайд 8
Фаза обособления в лиминальном сюжете Может быть представлена пространственным
уходом (поиск, побег, погоня), затворничеством, избранничеством, самозванством, уходом «в
себя», томлением, разочарованием, ожесточением, мечтательностью, т.е. позицией, предполагающей разрыв или ослабление прежних связей.
Слайд 9
Фаза нового партнерства в лиминальном сюжете
Это установление межсубъектных
связей (обретение «помощников» и/или «вредителей»), ложное партнерство, искушения.
Слайд 10
Лиминальная (пороговая) фаза Это фаза испытания смертью. Она может
выступать в архаических формах ритуально-символической смерти героя, посещение героем
потусторонней «страны мертвых», это может быть поединок, ранение, утрата близкого существа, зрелище чужой смерти.
Слайд 11
Фаза преображения в лиминальном сюжете Это заключительная стадия инициации.
Это стадия перемены статуса героя – внешнего (социального) или
внутреннего (психологического). Часто такое перерождение сопровождается возвращением героя в новом качестве к месту своих прежних, ранее расторгнутых или ослабленных связей.
Слайд 13
Сюжет становления Эта сюжетная схема выросла из циклического сюжета
в литературе позднего времени – начиная с 19-го века.
В новой модели сюжета переосмыслена трехчастная схема циклического сюжета. Место потери – поиска – обретения заняли ситуация; становление; открытый финал.
Слайд 14
Сюжет становления Исходная ситуация данной сюжетной схемы шире «потери»
и включает ее в себя как одну из возможностей.
В торой компонент сюжета «поиск» превратился в становление, не только внешнее, но и внутреннее, то есть это изображение изменения мира и человека, причем герой «становится вместе с миром, отражает в себе историческое становление самого мира» (Бахтин). Открытый финал вероятностно множествен по своей природе.