Слайд 2
Чтобы жить честно
…
В детстве много пережил, перечувствовал, перечитал:
«…к жизни нужно относится
очень серьезно»
Стал писателем, публицистом, педагогом, художником, иллюстратором, музыковедом, лесоводом, шахматистом.
«необыкновенный гений»
«что назначено, непременно исполнить», «заставь ум свой постоянно работать», «ищи в других людях только хорошее»
«Делай то, что должно, и все на благо другим»
1844 - 1851
Казанский университет – филологический -
юридический факультет, исключили за нерадение, неуспеваемость по истории.
«История – собрание басен и бесполезных мелочей, которые никак не помогают улучшить судьбу человека» - эта позиция отражена в романе «Война и мир».
Увлечен философией Ж.-Ж. Руссо – исправить мир можно только через самосовершенствование: ведет дневники, хочет изучить 11 языков, основы лесоводства, музыку, иллюстрации.
Попытка сблизиться и помочь крестьянам. Его считают чудаком («Утро помещика»)
1851-1855
Кавказ – изучает горские языки, быт, культуру.
«Детство. Отрочество. Юность»,
«Казаки».
«Учеником в литературе не был, сразу - великим»
Новатор в раскрытии «диалектики души» - особого психологизма, как развивается человеческое сознание. «Люди как реки».
Участвует в обороне Севастополя, награжден именным оружием.
Слайд 5
«Севастопольские рассказы»
«Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в
мае» (1855), «Севастополь в августе» (1855).
«Герой моей повести –
правда – и ее цель: доказать, что истинным героем севастопольской эпопеи был русский народ».
Война в крови и страданиях. Солдатский героизм – офицерский аристократизм (кастовость, стремление к блеску, орденам)
Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков при поддержке населения выдержали осаду 120 тыс. армии неприятеля (349 дней)
Слайд 7
Основные мысли цикла
Именно народные
массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.
Война –
не знамена и фанфары, а грязное дело, тяжелый труд, страдания, кровь, трагедия, она обнажает подлинную сущность человека.
Слайд 8
Жизненное кредо Толстого
Чтобы жить честно,
надо рваться, путаться,
биться, ошибаться, начинать и бросать,
и опять начинать, и опять бросать.
И вечно бороться, и лишаться.
А спокойствие – душевная подлость.
Слайд 9
Поездки за границу
1857 – первое заграничное путешествие (Италия,
Франция, германия, Швейцария).
Наблюдения поражают и потрясают Толстого новизной и
шаткостью прогресса.
«Кричащие противоречия западной жизни надо записать огненными буквами».
Формирует свои формы, принципы русской духовной жизни.
1860 - вторая поездка за границу с целью ознакомиться с европейскими педагогическими системами.
«Основа учебного процесса – свобода учащегося, отказ от педагогического насилия» (школы, рассказы, «Азбука»).
Слайд 10
Духовный кризис (1860-1870 гг.)
«Арзамасский ужас» - сон о
собственной смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни, разочарование, что
рушатся идеалы братства, единения классов, мысли о самоубийстве.
1870-80-е гг. – преодоление кризиса, «Исповедь»: «Зачем все, если единственная неопровержимая реальность - смерть».
Собственное понимание христианства как религии рациональной - «Царства Божия на земле».
Отрицал догматы веры, упрекал церковь за «оправдание насилия», «я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни».
Порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства.
Слайд 11
Основные произведения
1863 – начало работы над романом «Война
и мир»
1873 -77 гг.– работа над романом «Анна Каренина»
1879-82
– «Исповедь»
1884-86 – «Смерть Ивана Ильича»
1887 – «Крейцерова соната», пьеса «Власть тьмы»
1889 – печатается роман «Воскресенье»
Слайд 12
«Война и мир»
1856 г. – начало замысла
повести «Декабристы». Образ человека,
через 30 лет оказавшегося в городе юности, где все переменилось, а он - прежний.
1825 – восстание декабристов – «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». Увидев мир без рабства, офицеры устыдились происходящего в России и почувствовали долг перед угнетенным народом. «Три поры».
1812 год – «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, которая совпала со славой Русского оружия – 1812 г.»
1805-1807 гг. – заграничные походы русской армии – «неудачи и срам».
Слайд 13
Структура и жанр романа «Война
и мир»
I том – 1805 г.
II том – 1806-1811
гг.
III том – 1812 г.
IV том – 1812-1813 гг.
Эпилог – 1820 г.
Роман-эпопея
Начало публикации – 1865 г. «1805 год»
Критика за неумелое обращение с историческими фактами, несоответствие жанровому канону.
Слайд 14
Особенности жанра
Роман-эпопея –
картины истории (Шенграбенское, Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812
г, пожар Москвы, партизанское движение)
Хронология роман 15 лет.
Общественно-политическая жизнь: масонство, деятельность Сперанского, общества декабристов.
Отношение помещиков и крестьян: преобразования Пьера, Андрея, бунт в Богучарове.
Показ различных слоев населения: поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне.
Широкая панорама дворянской жизни: балы, приемы, обеды, охота, театр. 600 действующих лиц и характеров.
Широкий охват географического пространства: Петербург, Москва, Отрадное, Лысые Горы, Австрия, Смоленск, Бородино.
Слайд 15
Проблемы
начала века
середины века
Главная проблема – судьба
народа, основа нравственных и моральных устоев общества.
Роль дворянства, его влияние на жизнь общества.
Истинный и ложный патриотизм.
Назначение женщины – сохранение семьи.
Судьба народа – реформы 60-ых гг., отмена крепостного права.
Начало разночинского движения.
Вопрос о патриотизме, поражение в Крымской войне.
Женская эмансипация.
Слайд 16
Проблемы романа.
Роль личности и народа в истории.
Тема опасности
для общества сильной исторической личности, стоящей над народом и
диктующей свою волю миллионам.
Жизненный путь лучших представителей нации, поставивших своею целью служение Отечеству.
Сплочение народа в дни сложных испытаний, раскрытие духовной красота и величия.
Слайд 17
Сюжетно-композиционные особенности
В названии – принцип сопоставления-противопоставления, «срывание всех
и всяческих масок»
Состояние войны и не войны: с самим
собой, с друзьями и врагами, любимыми, война самолюбий и честолюбий, война государств – правителей.
Все, что происходит на фронте, отражается на жителях России – в человеке проявляется все лучшее и худшее.
В переломные исторические моменты проявляется единство нации.
Герои живут в двух измерениях: бытовом и бытийном (в семье, в любви, в истории, в вечности одновременно).
- Miръ
«неприязнь, борьба, ссора, дуэль, насильственная смерть»
Неверность супругов (дуэль
Пьера и Долохова)
Судьба Наташи
Конфликт поколений (Марья и старик Болконский, Николай Ростов - отец)
«быт» людей
Быт на войне гусар, смотры, советы, плен, смерть отца Болконского, жены.
общество, община людей
Слайд 19
Система образов романа «Война и мир»
Принцип
антитезы – основа композиции,
принцип параллелизма – основа системы
образов.
Французский император – русский император
Отношение русских солдат к Аустерлицкому сражению противопоставлено их отношению к Бородинской битве.
Метание Пьера в поисках идеала – рассуждения Андрея.
Герои романа – эпопеи делятся на :
Семьи «любимые» и «нелюбимые»
Противопоставлены друг другу патриоты и карьеристы
естественность поведения – искусственность поведения.
Слайд 20
Семьи героев и их фамильные черты
Ростовы: отец и
мать, Вера и Николай, Наташа, Петя, Соня.
Искренность, милосердие, любовь,
увлеченность, патриотизм, великодушие, совесть.
Родители умерли, погибает Петя.
Болконские: отец-князь, Андрей – Лиза, Марья.
Разумность, сдержанность, ответственность, совесть, патриотизм, карьеризм, достоинство, скромность, религиозность.
Умирает отец, Лиза - в родах, погибает Андрей.
Слайд 21
Семьи героев и их фамильные черты
Безухов: отец-граф, сын
– Пьер, другие дети.
Властность, гневливость.
Смерть отца – испытание для
Пьера.
Курагины: отец-мать, Ипполит, Анатоль, Элен.
Порочность, корыстность, лживость, ненависть, лицемерие, позерство.
Элен умирает во время эпидемии, Анатоль – калека.
Слайд 22
Система образов призвана:
Показать сложность и многогранность жизни человека
Познакомиться
с людьми разных сословий, поколений, характеров, разного ума, темперамента,
уровня образованности, отношения к вере.