Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Традиции древнерусской литературы

Содержание

ФольклорДуховная литература(988 год)Древнерусская литератураIX – XVII век
Традиции древнерусской литературыУчитель русского языка и литературыАгеева Н.А. ФольклорДуховная литература(988 год)Древнерусская литератураIX – XVII век Каноны  древнерусской литературыПоучительный пафос Идеализация образов Документализм. Опора на факт.Анонимность авторовКаноничностьРукописностьВысокая духовность, нравственно-религиозная высота Первая эпоха IX – XI векаХарактеризуется как время становления древнерусской государственностиОсновной жанр Вторая эпоха XII век Время княжеских междоусобиц, распада единого государства, возникновение новых Третья эпоха XIII – XIV векаЭпоха татаро-монгольского нашествияЛетописные сказания о грозном нашествии Четвертая эпоха XV – XVI векаУкрепление русского государства, собирание земель в Московское Пятая эпоха XVII векУстановление контактов с культурой Западной Европы. Целенаправленное движение России Становление русского барокко, усиление влияния фольклорной традиции. Жанры становятся более светскими (житие «Повесть о Горе-Злосчастии»,  «Повесть о Шемякином суде»  «Повесть о Бове-королевиче» «Слово о Полку Игореве» «Слово…» посвящено историческому событию - походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев Канон воинской повестиДокументализм сюжетаХронологическая композицияГерои – князь, воевода, воины дружиныИдеализация образовПатриотический пафос Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него тенью Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце А вот уже ветры, Стрибожьи внуки, повеяли с моря стрелами на храбрые Что шумит, что звенит в этот час рано перед зорями? Игорь полки Игорева храброго полка не воскресить! Вслед ему завопила Карна, и Жля помчалась На Дунае Ярославнин голос слышится, чайкою неведомой она рано кличет. Ярославна с утра плачет на стене города Путивля, причитая: Вспенилось море в полуночи, в тучах движутся вихри. Солнце светит на небе – Игорь-князь
Слайды презентации

Слайд 2 Фольклор
Духовная литература
(988 год)
Древнерусская литература
IX – XVII век

ФольклорДуховная литература(988 год)Древнерусская литератураIX – XVII век

Слайд 3 Каноны древнерусской литературы
Поучительный пафос
Идеализация образов
Документализм. Опора

Каноны древнерусской литературыПоучительный пафос Идеализация образов Документализм. Опора на факт.Анонимность авторовКаноничностьРукописностьВысокая духовность, нравственно-религиозная высота

на факт.
Анонимность авторов
Каноничность
Рукописность
Высокая духовность, нравственно-религиозная высота



Слайд 4 Первая эпоха IX – XI века
Характеризуется как время становления

Первая эпоха IX – XI векаХарактеризуется как время становления древнерусской государственностиОсновной

древнерусской государственности
Основной жанр – летопись.
«Повесть временных лет» старца

Нестора

Слайд 5 Вторая эпоха XII век
Время княжеских междоусобиц, распада единого

Вторая эпоха XII век Время княжеских междоусобиц, распада единого государства, возникновение

государства, возникновение новых центров власти и торговли, постоянной угрозы

со стороны Дикого поля.
Воинская повесть
«Слово о походе Игоревом…»

Слайд 6 Третья эпоха XIII – XIV века
Эпоха татаро-монгольского нашествия
Летописные сказания

Третья эпоха XIII – XIV векаЭпоха татаро-монгольского нашествияЛетописные сказания о грозном

о грозном нашествии и воинские повести
«Слово о погибели Русской

земли»
«Сказание о разорении Рязани»
«Сказание о Мамаевом побоище»

Слайд 7 Четвертая эпоха XV – XVI века
Укрепление русского государства, собирание

Четвертая эпоха XV – XVI векаУкрепление русского государства, собирание земель в

земель в Московское царство. Относительная стабильность жизни порождает обращение

к «малым» темам, интерес к личности маленького человека
Бытовая повесть
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма

Слайд 8 Пятая эпоха XVII век
Установление контактов с культурой Западной Европы.

Пятая эпоха XVII векУстановление контактов с культурой Западной Европы. Целенаправленное движение

Целенаправленное движение России к Европе породило изменение сознания средневекового

человека – появилось осознание индивидуальности, неповторимости личности, признание его свободной воли.


Слайд 9 Становление русского барокко, усиление влияния фольклорной традиции. Жанры

Становление русского барокко, усиление влияния фольклорной традиции. Жанры становятся более светскими

становятся более светскими (житие – биография). Появляется сатирическая литература,

стихотворные и драматические произведения


Слайд 10 «Повесть о Горе-Злосчастии»,
«Повесть о Шемякином

«Повесть о Горе-Злосчастии»,  «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Бове-королевиче» «Повесть и Еруслане Лазоривиче»

суде»
«Повесть о Бове-королевиче»
«Повесть и Еруслане

Лазоривиче»


Слайд 11 «Слово о
Полку Игореве»

«Слово о Полку Игореве»

Слайд 12 «Слово…» посвящено историческому событию - походу князя Игоря

«Слово…» посвящено историческому событию - походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского на

Святославича Новгород-Северского на половцев в 1185 году
Написано, вероятно,

по горячим следам изображаемых событий не позднее 1187 года
Открыто около 1791 года графом А.И. Мусиным-Пушкиным, издано в 1800 году.

Слайд 13 Канон воинской повести
Документализм сюжета
Хронологическая композиция
Герои – князь, воевода,

Канон воинской повестиДокументализм сюжетаХронологическая композицияГерои – князь, воевода, воины дружиныИдеализация образовПатриотический пафос

воины дружины
Идеализация образов
Патриотический пафос


Слайд 14 Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел,

Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него

что от него тенью все его войско прикрыто. И

сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон". Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование. "Хочу, - сказал, - копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона".

Слайд 15 Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал

Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю.

по чистому полю. Солнце ему тьмой путь преграждало, ночь

стенаниями грозными птиц пробудила, свист звериный поднялся, встрепенулся Див, кличет на вершине дерева, велит прислушаться чужой земле: Волге, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутороканский идол. А половцы непроторенными дорогами устремились к Дону великому: скрипят телеги в полуночи, словно лебеди встревоженные.


Слайд 16 А вот уже ветры, Стрибожьи внуки, повеяли с

А вот уже ветры, Стрибожьи внуки, повеяли с моря стрелами на

моря стрелами на храбрые полки Игоря. Земля гудит, реки

мутно текут, пыль поля покрывает, стяги вещают: "Половцы идут!", - от Дона, и от моря, и со всех сторон обступили они русские полки. Дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлеными щитами.
Яр-Тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, осыпаешь воинов стрелами, гремишь по шлемам мечами булатными. Куда, Тур, ни поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, - там лежат головы поганых половцев, расщеплены саблями калеными шлемы аварские от твоей руки, Яр-Тур Всеволод! Какая рана удержит, братья, того, кто забыл о почестях и богатстве, забыл и города Чернигова отцовский золотой престол, и своей милой жены, прекрасной Глебовны, любовь и ласку!

Слайд 17 Что шумит, что звенит в этот час рано

Что шумит, что звенит в этот час рано перед зорями? Игорь

перед зорями? Игорь полки заворачивает, жаль ему милого брата

Всеволода. Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина не хватило, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Пикнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось.

Слайд 18 Игорева храброго полка не воскресить! Вслед ему завопила

Игорева храброго полка не воскресить! Вслед ему завопила Карна, и Жля

Карна, и Жля помчалась по Русской земле, сея горе

людям из огненного рога. Жены русские восплакались, приговаривая: "Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить, ни думою сдумать, ни очами не увидать, а золота и серебра и в руках не подержать!" И застонал, братья, Киев в горе, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль потоками потекла по земле Русской. А князья сами себе невзгоды ковали, а поганые сами в победных набегах на Русскую землю брали дань по белке от двора.

Слайд 19 На Дунае Ярославнин голос слышится, чайкою

На Дунае Ярославнин голос слышится, чайкою неведомой она рано кличет.

неведомой она рано кличет. "Полечу, говорит, - чайкою по

Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые Его раны на горячем его теле".
Ярославна с утра плачет на стене Путивля, причитая: "О ветер, ветрило! Зачем, господин, так сильно веешь? Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? Разве мало тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем, господин, мое веселье по ковылю развеял?"

Слайд 20 Ярославна с утра плачет на стене города Путивля,

Ярославна с утра плачет на стене города Путивля, причитая:

причитая: "О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь

землю Половецкую. Ты лелеял на себе ладьи Святославовы до стана Кобякова. Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море".
Ярославна с утра плачет в Путивле на стене, причитая: "Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло".

Слайд 21 Вспенилось море в полуночи,

Вспенилось море в полуночи, в тучах движутся вихри. Игорю

в тучах движутся вихри. Игорю князю бог путь указывает

из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему золотому престолу. Погасла вечерняя заря. Игорь спит и не спит: Игорь мыслию поля мерит от великого Дона до малого Донца. В полночь свистнул Овлур коня за рекой - велит князю разуметь: не быть князю Игорю! Кликнул, стукнула земля, зашумела трава, задвигались вежи половецкие. А Игорь-князь
горностаем прыгнул в тростники, белым гоголем - на воду, вскочил на борзого коня, соскочил с него босым волком, и помчался к лугу Донца, и полетел соколом под облаками, избивая гусей и лебедей к завтраку, и к обеду, и к ужину. Когда Игорь соколом полетел, то Овлур волком побежал, отряхивая с себя студеную росу: загнали они своих быстрых коней.

  • Имя файла: traditsii-drevnerusskoy-literatury.pptx
  • Количество просмотров: 146
  • Количество скачиваний: 0