Слайд 2
Задание:
Слушая шум моря и созерцая морской пейзаж (гиф-анимация),
напишите миниатюру по первым стихотворным строкам:
«Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман…»
Слайд 4
Цель:
Установить связь между фактами биографии
А.С.Пушкина и художественными особенностями «южных поэм» и романтических стихотворений
поэта.
Задачи:
Познакомиться с основными событиями жизни А.С.Пушкина в период южной ссылки.
Повторить особенности романтического мироощущения в литературе.
Обзорно представлять творчество поэта 1820-1823 г.г.
Выяснить отличительные особенности романтических произведений А.С.Пушкина.
Слайд 5
17 мая Пушкин прибыл в Екатеринослав на место
службы.
Не приступив к своим служебным обязанностям, искупавшись в
Днепре, простудился и Инзов отпустил лечиться на Кавказ на 2 месяца.
По дороге в Гурзуф на палубе брига «Мингрелия» Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило…», ставшую началом романтического периода в творчестве поэта.
В Гурзуфе жил до сентября: читал любимых поэтов-романтиков (Байрона, А.Шенье), «купался в море и объедался виноградом».
В обратный путь в сентябре Пушкин отправился верхом — через Крым (Алупка, Симеиз, Севастополь, Бахчисарай, Симферополь), через Одессу в Кишинёв, куда к тому времени была перенесена канцелярия генерала Инзова.
В Кишинёве Пушкин прожил с сентября 1820 по июль 1823 года, и эти годы стали заметным этапом в его жизни.
Слайд 6
Главный мотив элегии «Погасло дневное светило…» — прощание
с отрочеством и юностью, прощание с Петербургом. Лирический герой
тоскует о былом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена:
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман...
Слайд 7
Важную роль играет в стихотворении мотив воспоминания: хотя
светская, салонная жизнь обманула многие ожидания лирического героя, она
не смогла убить ни «возвышающий обман» первой любви, ни радость поэтического вдохновения, ни тепло и сердечность дружеских уз.
Пафос стихотворения романтический: все мысли приходят на ум лирическому герою ночью, вдали от родных мест.
Природа, окружающая поэта, также романтична: это и море ночное, и «послушное ветрило», и окутывающий водную гладь туман.
Разрыв с прошлым не лишен сожалений, но в будущее поэт хотел бы взять с собой все самое лучшее: Земля, отдаленный берег, который видится лирическому герою в ночном сумраке, возрождает надежду на счастье, любовь. Поэтому его не страшит ни «угрюмый океан», ни шум «послушного ветрила».
Элегические мотивы произведения вызывают не томление и меланхолию, а тихую грусть, умиротворение.
Слайд 8
1820-1823
И. Айвазовский Прощание А.С. Пушкина с морем.
Дом-музей А.С.Пушкина в Кишиневе
Дом –музей А.С.Пушкина в Гурзуфе
Слайд 9
Характерное для романтиков ощущение двоемирия
здесь в повседневной
жизни человек ходит на службу, заботится о пропитании, об
одежде, решает самые обычные житейские вопросы,
но одновременно с этим романтик ощущает себя принадлежащим ещё одному миру — там он представляет себя, например, особым избранником, которого не понимают окружающие , поэтому он бежит от пустой и бездушной «толпы» и в уединении посвящает себя сложнейшим вопросам о смысле жизни, о судьбах народов и т.п
Слайд 10
Формы романтического поведения
человек испытывает одиночество, разочарованность, равнодушие к
жизни и удовольствиям, «преждевременную старость души», как следствие, к
нему приходит неутолимое желание странствовать, скитаться и грустить при этом о покинутой родине (о преданной любви, об оклеветанной дружбе и т.д.), он понимает с тоской, что впереди полная неизвестность…
Слайд 11
В Крыму
Важный этап в творчестве А.С.Пушкина - хотя
он продолжался всего нескольких недель.
Необычный экзотический мир Кавказа, незнакомая
речь и нравы горцев воспринимались поэтом как особенный романтический мир, как романтическое там.
Сама жизнь «помогала» романтизму — Пушкин поселился в стоящем на отшибе доме Инзова и остался там жить после землетрясения, в полуразрушенном доме, окружённом запущенным разросшимся виноградником и пустырём. Всё это точно соответствовало образу «беглеца», «добровольного изгнанника», каковым себя Пушкин в то время ощущал.
Слайд 12
В Крыму были написаны
поэмы «Кавказский пленник»,
«Гавриилиада»,
«Братья-разбойники»,
стихотворения
«Чёрная шаль», «Кинжал», «Чаадаеву», «Наполеон», «К Овидию» и др.
— все они объединены образом автора-«беглеца».
Слайд 13
Крымский цикл элегий
1. «Погасло дневное светило…», 1820.
2. «Редеет
облаков летучая гряда…», 1820.
3. «Кто видел край, где роскошью
природы…», 1821.
4. «Мой друг, забыты мной следы минувших лет…», 1821.
5. «Простишь ли мне ревнивые мечты…», 1823.
6. «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…», 1824.
7. «К морю», 1824.
Последние две элегии написаны в Михайловском, но они «органично входят в цикл как замыкающие звенья» (Кибальник С.А.).
В этих текстах Пушкин использует поэтические открытия Жуковского в жанре элегии, созданные им жанровые модусы: «любовная элегия». «элегия-исповедь». «пейзажная элегия», «элегия-воспоминание», «элегия-раздумье».