Слайд 2
Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899
года в семье аристократов.
Отец писателя был юристом и
политиком, членом государственной думы.
В 1900 году родился первый брат Владимира, Сергей, а через год они вместе с матерью переезжают во Францию.
В 1903 - родилась первая сестра Набокова, Ольга, а через три года – вторая, Елена.
Детство Владимир Набоков провёл в имении Выра. Он вырастал в атмосфере либерализма, избытка материальных
и духовных ценностей.
В 1908 – отец Набокова был заключен в тюрьму на 90 дней после подписания политического манифеста.
Биография
Детство писателя
Слайд 3
Елена Рукавишникова – мать Набокова
Владимир Дмитриевич Набоков с сыном
Слайд 4
Владимир Набоков с братьями и сёстрами
Слайд 5
Фамильный герб Набоковых
Юношеские годы
В 1911 году Владимир
поступил в Тенишевское училище.
В ноябре 1917 года Набоков-старший
отправился с семьёй в Крым, где вошел в Крымское правительство как министр юстиции.
Набоковы через Турцию, Грецию и Францию добрались до Англии. В том же 1919 году Владимир стал студентом Кембриджского университета, вначале специализируясь по энтомологии, затем сменив её на словесность. В 1922-м он с отличием его закончил.
Слайд 6
Владимир Набоков во время работы над романом «Дар».
Жизнь
в Берлине
После окончания университета Владимир Набоков переехал в
Берлин, где его отец основал эмигрантскую газету «Руль».
Переводчик статей для газет, составитель шахматных задач и шарад, преподаватель тенниса, французского и английского языков, сочинитель маленьких скетчей и пьес, голкипер в футбольной команде – этим на первых порах в Берлине Владимир зарабатывал на жизнь.
В 1922 году был убит его отец. Это событие поколебало религиозное чувство поэта, а в дальнейшем он демонстративно подчёркивал свой атеизм.
Слайд 7
Начало творческой карьеры
В Берлине Набоков прожил до
1937 года, затем переехал в Париж, а в1940 году
эмигрировал в Америку. За европейский период написаны почти все лучшие его книги, подписанные псевдонимом Сирин.
В 1923 году вышли два сборника стихотворений – «Горний путь» и «Гроздь». Как прозаик он начал с рассказов, первый роман «Машенька» был написан в 1926 году. Далее выходят романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба – 1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1936), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937-1938), «Solous Rex («Одинокий Король», 1940).
Поселившись в США, Владимир Набоков перешел, как писатель на английский язык.
Слайд 8
Кадр из к/ф «Лолита» (1997)
Последние годы жизни
Роман
«Лолита» о двенадцатилетней американской «нимфетке», ставшей «смертоносным демоном» для
сорокалетнего Гумберта, принёс ему мировую славу и деньги.
В 1960 году Набоков поселяется в Швейцарии. В конце жизни Набоков говорил «Я никогда не вернусь в Россию… Не думаю, чтоб там знали мои произведения…» С этим заблуждением он и ушел из жизни в 1977 году. Похоронен на швейцарском кладбище Клэренс в Монтрё.
Слайд 9
Набоков в Швейцарии (1960-е-1970е)
Слайд 10
Творчество
Лирика
Войдя в русскую литературу на излете серебряного
века, Набоков показал себя в стихах приверженцем классической традиции,
заслужив у критиков прозвище 'поэтического старовера'.
Сборник стихотворений 1916 года посвящен его первой любви , Валентине Шульгиной, прототипу Машеньки в одноименном романе и Тамары в 'Других берегах'. В целом сборник представляет собою один любовный цикл, состоящий из шестидесяти восьми стихотворений.
Коллекции бабочек, собранные писателем, сейчас хранятся в нескольких музеях мира. Бабочки часто появляются в стихах и текстах Набокова
Слайд 11
Творчество
Лирика
Что нужно сердцу моему,
чтоб быть счастливым? Так немного...
Люблю
зверей, деревья, Бога,
и в полдень луч, и в полночь
тьму.
И на краю небытия
скажу: где были огорченья?
Я пел, а если плакал я -
так лишь слезами восхищенья...
Слайд 13
Роман «Лолита»
Роман Владимира Набокова 'Лолита' был написан
в 1955 г. на английском языке. Перевод был осуществлен
самим автором. Этот роман принес писателю широкую известность.
'Лолита. Исповедь Светлокожего Вдовца' - таково было двойное название, под которым автор получил этот странный текст.
Если не считать исправления явных описок, да тщательного изъятия некоторых цепких деталей, которые, несмотря на все старания самого 'Гумберта Гумберта', еще уцелели в тексте, как некие памятники и вехи, можно считать, что эти примечательные записки оставлены в неприкосновенности.
Слайд 14
Роман «Лолита»
У нас нет никакого желания прославлять
господина 'Гумберта Гумберта'. Нет сомнений в том, что он
отвратителен, что он низок, что он служит ярким примером нравственной человеческой проказы, что в нем соединены свирепость и игривость, которые может быть и свидетельствуют о глубочайшем сострадании, но не придают привлекательности некоторым его измышлениям. Его чудаковатость, конечно, тяжеловата. Отчаянная честность, которой трепещет его исповедь, отнюдь не освобождает его от ответственности за дьявольскую изощренность. Он ненормален. Он не джентльмен. Но с каким волшебством певучая его скрипка возбуждает в нас нежное сострадание к Лолите, заставляет нас зачитываться книгой, несмотря на испытываемое нами отвращение к автору исповеди.
Слайд 15
Роман «Лолита»
Как художественное произведение, 'Лолита' далеко выходит за
пределы покаянной исповеди, но гораздо более важным, чем ее
научное значение и художественная ценность, нравственное ее воздействие не серьезного читателя, ибо этот мучительный анализ единичного случая содержит в себе и общую мораль. Беспризорная девочка, занятая собой мать, задыхающийся от похоти маньяк - все они не только персонажи единственной в своем роде повести; они, кроме того, предупреждают нас об опасных уклонах; они указывают на возможные бедствия. 'Лолита' должна бы заставить всех - родителей, социальных работников, педагогов - с великой бдительностью и проницательностью предаться делу воспитания более здорового поколения в более надежном мире.
Слайд 16
Заключение
Набоков - писатель интеллектуал, превыше всего ставящий
игру воображения, ума, фантазии. Вопросы, которые волнуют сегодня человечество
- судьба интеллекта, одиночество и свобода, личность и тоталитарный строй, любовь и безнадежность - он преломляет в своем, ярком метафорическом слове. Стилистическая изощренность и виртуозность Набокова резко выделяет его в нашей традиционной литературе. Его монументальное наследие только начинает публиковаться на родине. Общая оценка его творчества впереди; его место в русской и мировой литературе будет определено впоследствии.