Слайд 2
Актуальность
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к
математическим категориям:
Количество
Форма
Время
Пространство
Которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и
ситуациях,упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Слайд 3
Проблема
Знакомство с содержанием этих понятий и формированием
элементарных математических представлений не всегда
систематично, и зачастую , хочется желать лучшего.
В связи с этим меня заинтересовала проблема : как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста , отвечающее современным требованиям , средствами музыкального воспитания.
Слайд 4
Связь между понятиями.
Математика( греч. - знание ,наука).Математика- царица
всех наук, символ мудрости.Красота математики является одним из
связующих звеньев науки и искусства.
Слово « Музыка»( греч.- искусство муз),значит искусство отражающее действительность в звуковых , художественных образах.
Между математикой и музыкой размещается вся творческая духовная деятельность человека. Музыкальная логика и математика развивают мышление , даже управление пальцев при игре на музыкальных инструментах укрепляет мозговые клетки.
Слайд 6
Задача образования детей младшего возраста.
Сформировать научную картину мира,
заложить «систему координат» ,
которая позволила бы ребёнку воспринимать и
осознавать мир целостно во всём многообразии информации и ощущений.Реализовать эту задачу достаточно сложно по многим причинам:
-слишком большой объём информации, которую мы , взрослые интерпритируем на не понятном для детей языке,с другой
- самобытность детского восприятия,иной способ мышления и осознания.И этот иной способ заключается в чувственном познании себя и окружающего мира.
Возможно , на самых высоких уровнях познания природы, мы сможем увидеть единство её воплощения в звуках , цвете, формах, числах.
-
Слайд 7
Древние философы считали.
( пифагорейцы)
Музыка- является частным проявлением
математики.Они(пифагорейцы) создали учение о Космосе, как о
музыкально звучащем теле.По их мнению, Космос- это ряд небесных тел , каждое из которых при вращении издаёт свой музыкальный звук ;расстояние между сферами и издаваемые ими звуки соответствуют гармоничным музыкальным интервалам.
Слайд 8
Удивительно ,но сегодня спустя 2600 лет
Учёные считают ,что «отношение характерных точек теоретической кривой
зависимости теплового излучения Солнца от длины световой волны образуют звукоряд 1/2,2/3,3/4-октаву,квинту, кварту, которые были открыты ещё Пифагором»
Слайд 9
Пифагор полагал ,что гармония имеет численное выражение.Именно
его шкалой были заложены основы музыкальной акустики. Однако с
развитием клавишных инструментов пифагоров
строй пришлось пересмотреть из-за его ограниченных художественных возможностей.
Октаву стали делить на 12 ступеней , интуитивно положив в её основу равномерное распределение интервалов(темперацию), благодаря чему и появилась возможность переноса мелодии без искажения в любую тональность.
Слайд 10
Темперированный строй.
300лет назад И.С.Бах предложил пользоваться
темперированным строем, который, как установили математики , удовлетворяет
уравнению логарифметической спирали.Такие явления мы можем наблюдать и в окружающей природе:
закручивающаяся галактика
домик улитки
расположение семян в головке подсолнечника.
Слайд 12
Как считал Г.Галилей
« Книга природы раскрыта перед
нами, но она написана не теми буквами , из
которых состоит наш алфавит; её буквы - это треугольники,четырёхугольники, круги,шары».
Слайд 13
Элементарные математические представления складываются у детей очень
рано.
« Кто это у нас в углу сидит?-
спрашивает мама годовалого малыша и даже не задумывается о том , что это первоначальное знакомство с темой
« Углы».
Или заплаканному ребёнку говорят : « Не плачь , я куплю тебе калач.Не реви , куплю целых три»- и малыш не только успокаивается , но и узнаёт название чисел и цифр.Далее следуют колыбельные песни с пересчётом разных множеств, сказки,где есть ситуации с математическим смыслом.( например: « Три девицы под окном…», « Три поросёнка», «12 месяцев»)
Слайд 16
Знаменитый философ 20 века А.Ф..Лосев писал:
« Внутреннее волнение
человек переживает потому,что музыка даёт ему не
какой-то устойчивый и неподвижный, хотя и самый прекрасный образ , но рисует ему само происхождение этого образа,его возникновение , хотя тут же и его исчезновение. Ведь жизнь есть прежде всего своего рода сплошная текучесть .
Музыка основана на соотношении числа и времени и не существует без них. « Без числа нет различения и расчленения, а следовательно,нет и разума»
А.Лосев писал, что музыка есть « выразительное , символическое конструирование числа и сознания.
Слайд 17
«Математика логически говорит о
числе, музыка говорит о нём выразительно»
Понять
весь глубинный, филосовский смысл связи музыки и математики достаточно сложно и , пожалуй невозможно маленькому ребёнку.Но почувствовать это интуитивно возможно ,при условии , что дети будут слушать по- настоящему художественную музыку,
будут исследовать ,самостоятельно осваивать мир звуков и различные виды музыкальной деятельности.Тогда они почувствуют и увидят , что звуки бывают короткими и длинными , их бывает много и мало и т.д.
Слайд 18
Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических
игр на развитие чувства ритма способствуют развитию
и закреплению некоторых математических определений .Через
игру дети узнают, что звуки разные бывают длинные и короткие, высокие и низкие , громкие и тихие,
Слайд 20
Начиная со средней группы с детьми можно разучивать
математические песни-считалки,(распевки-календарики например:12345 выходи скорей гулять,будем с
горки ледяной мы кататься всей гурьбой;
или 123 сколько листьев посмотри ,12345 невозможно сосчитать.)
Песни , которые закрепляют навык счёта « Мы сидели у окна..»
Слайд 22
Музыка ,как средство умственного воспитания воздействует на ход
образовательного процесса в различных аспектах. Она делает любое занятие
необычным и более интересным.
Музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счёт целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.