Слайд 2
Геометрические символы –
класс мифопоэтических знаков, которые по
форме идентичны геометрическим элементам.
Широко используются в:
мифологии
религии
эмблематике
символике
геральдике
Слайд 3
Это знаки, семантика которых определется при их использовании.
К
геометрическим символам относятся:
-геометрические фигуры
-линии (прямые, кривые, ломаные и их
комбинации)
-тела (шар, куб, конус, пирамида, параллелепипед и др.), которые в двухмерном пространстве реализуются как фигуры.
Слайд 4
Геометрические символы относительно просты.
Это обеспечивает стабильность и
точность моделирования мифопоэтических объектов с их помощью.
Геометрический код
1)связан
с установкой на идеализацию и унификацию реальных объектов
2)удобен для классификационных целей (например, для создания универсальных схем, которые подчеркивают единство разных сфер бытия (круг- квадрат)
Слайд 5
Хаос никогда не описывается с помощью геометрических символов,
так как он бесструктурен.
Геометрические символы участвуют в описании структуры
космоса
-в горизонтальном и вертикальном плане
-в пространственно-временном аспекте
-в описании все более уплотняющихся образов космоса: земля, страна, город, поселение, дворец, храм, гробница)
-в описании социальных устройств
-в описании этических «пространств» (вера, надежда, любовь, стойкость, преданность, справедливость, истина, порядок, закон и т.п.)
Слайд 6
Геометрические символы лежат в основе структуры ритуального пространства
и формы сакрализованных предметов.
Различные геометрические символы становятся элементами художественной
формы (стандартизованные блоки в архитектуре, орнаменте и др.)
Геометрические символы влияют на соответствующие структуры психики, могут моделировать новые ситуации.
Поэтому они используются для психологического воздействия на подсознание и могут употребляться для создания эмблем, товарных знаков и т.п.
Слайд 8
Числа – один из наиболее известных классов знаков.
Ориентируется на качественно-количественную оценку. . Это элементы особого числового
кода, с помощью которого описывается мир, человек и сама система метаописания.
Наиболее полно основы мифопоэтические основы числовых моделей и счета обнаруживается в тех архаичных культурах, в которых:
1)Числа выступают самостоятельно, вне связи с объектами
2)Сама система не является дефектной
3)Числа еще не полностью десемантизированы (в современной культуре утрачено понимание неоднородности членов числового ряда)
Слайд 9
Мифопоэтическая основа чисел наиболее ясно выступает в тех
культурах, которые знают тексты с сильным развитием классификационного принципа
(все объекты, особенно сакрально значимые, связаны друг с другом системой иерархических отношений, которая обычно легко переформируется)
Числа использовались в ситуациях, которым придавалось сакральное, космизирующее значение.
Поэтому числа становились
образом мира
средством для его периодического восстановления в циклической схеме развития для преодоления деструктивности хаоса.
Слайд 10
К числам имеет отношение классификация по пяти элементам.
Из учения об элементах следуют две особенности:
1)Канонизация числа 5.
Оно стало эталоном описания наиболее важных характеристик макро- и микрокосма (число элементов, классов животных, органов чувств, внутренних органов, чувств, «основных» чисел и т.п.)
Отмеченность пятого места в пространстве связана с особым положением центра, в котором находится «Срединное царство»)
Слайд 11
2)Символическая корреляция между основными элементами и членами других
ведущих семантических сфер (дерево – весна – восток –
кислый – козлиный (запах) – тигр – заяц – и т.п.)
Такие классификационные ряды являются подобием сети отношений, кодом описания мира и основой «координирующего» («ассоциативного») мышления, характерного для многих культур.
Слайд 12
Для мифопоэтической традиции характерно
-парадигматика числового ряда (т.е. его
состав и свойства его членов)
-синтагматика числового ряда (т.е. участие
чисел в текстах).
Схема порождения элементов используется во многих сказках.
Ряд заговорных, молитвенных текстов построены по числовому принципу.
Например, образцы обратного счета в русских заговорах на уничтожение змей , чертей, когда выстраивается нисходящий ряд, в такт которому должно сокращаться число изгоняемых объектов («из девяти – восемь… - из одного – ни одного»)
Слайд 13
Наиболее показательны тексты, в которых числа выступают основными
объектами космологической модели мира – Вселенной, мировым древом, космическими
зонами Например, загадки в которых описывается год и, по сути дела, мировое древо:
«стоит столб до небес, на нем 12 гнезд, в каждом гнезде по 4 яйца, в каждом яйце по 7 зародышей..»
«выросло дерево от земли до неба, на том дереве 12 сучков, на каждом сучке 4 кошеля, в каждом кошеле по 6 яиц, а седьмое красное»