Слайд 2
КООРДИНАТЫ ТОЧКИ
В трехмерном пространстве положение каждой точки
задается набором из 3 вещественных чисел – координат точки
Так же, как и в двумерном случае, самыми распространенными являются декартова и полярная системы координат
Декартовы координаты точки x, y, z – это проекции точки на оси абсцисс (OX), ординат (OY) и аппликат (OZ)
Слайд 4
СФЕРИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ
Сферические координаты являются обобщением полярных координат
на случай трехмерного пространства, получаемого путем добавления еще одного
координатного угла
Сферические координаты точки r, θ, φ проще всего ввести, используя декартову систему координат
В этом случае они имеют следующий смысл:
r – длина радиус-вектора точки (расстояние до нее от начала координат),
θ – полярный угол (угол, образованный радиус-вектором точки с осью OZ),
φ – азимутальный угол (угол, образованный проекцией радиус-вектора точки на плоскость XOY с осью OX)
Слайд 6
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕКАРТОВЫХ И СФЕРИЧЕСКИХ КООРДИНАТ
Слайд 7
ОБЪЕКТЫ КОНЕЧНЫХ РАЗМЕРОВ
Для объектов конечных размеров необходимо
указывать не только их положение, но и ориентацию в
пространстве
Как и в двумерном случае с объектом связывают объектную систему координат, оси которой задают ориентацию объекта в пространстве
В отличие от случая плоского двумерного пространства в трехмерном пространстве ориентация объектной системы координат относительно мировой системы задается двумя углами – полярным и азимутальным
Слайд 8
ПОВОРОТ ОБЪЕКТНОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ
Любой поворот в трехмерном пространстве
может быть выполнен как последовательность 3-х поворотов, причем существуют
различные способы выбора таких поворотов
Рассмотрим способ, предложенный Леонардом Эйлером, предложившим соответствующий набор углов поворота – эйлеровых углов
Пусть объектная система координат находится в некотором исходном положении, характеризуемом направлениями координатных осей X’,Y’,Z’
Требуется выполнить ее поворот и перевести в конечное положение X,Y,Z
Слайд 9
ЭЙЛЕРОВЫ УГЛЫ
Согласно Эйлеру для этого необходимо выполнить следующую
последовательность поворотов
поворот вокруг оси Z’ на угол ψ, называемый
углом прецессии, такой, чтобы ось абсцисс совпала с нормалью к плоскости ZZ’; оси абсцисс и ординат переходят в положения X’’ и Y’’, соответственно, причем X’’ оказывается в плоскости XOY
поворот вокруг оси X’’ на угол θ, называемый углом нутации, такой, чтобы ось Z’ совпала с осью Z; при этом ось ординат также оказывается в плоскости XOY и занимает положение Y’’’
поворот вокруг оси Z на угол ϕ, называемый углом собственного вращения, такой, что оси абсцисс и ординат совпали с осями X и Y, соответственно
Слайд 10
ПОВОРОТ ОБЪЕКТНОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ
Слайд 13
ЗАДАЧА ПРОЕЦИРОВАНИЯ
Отображение некоторого множества точек S пространства Rn
на другое пространство Rm той же или меньшей размерности
называется проецированием S на Rm, а полученный образ - проекцией S
Частным случаем проецирования является изображение трехмерного объекта на плоскости.
Слайд 14
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКЦИЙ
Для построения проекции выбирается некоторая точка –
центр проецирования – и плоскость проецирования или картинная плоскость.
Из центра проецирования через каждую точку P изображаемого объекта проводится луч, пересечение которого с картинной плоскостью является проекцией P' этой точки на плоскость.
Слайд 15
ВИДЫ ПРОЕКЦИЙ
Если в качестве центра проецирования выбирается собственная
точка пространства R3, то проекция называется центральной (перспективной), а
проецирующий пучок лучей является расходящимся.
Если же центром проецирования является несобственная точка, лучи проецирующего пучка параллельны и проекция называется параллельной.
Слайд 16
ВИДЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ
В зависимости от расположения картинной плоскости
и координатных осей мировой системы координат параллельные проекции делятся
на
ортографические,
аксонометрические,
косоугольные
Слайд 17
ОРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ
Картинная плоскость совпадает с одной из координатных
плоскостей или параллельна ей. Матрица проецирования вдоль оси X
на плоскость YZ имеет вид:
Слайд 18
ОРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ
В случае, если картинная плоскость параллельна плоскости
YZ, матрица проецирования умножается на матрицу параллельного сдвига вдоль
оси X.
Слайд 19
ОРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ
Аналогичным образом могут быть получены матрицы проецирования
вдоль двух других координатных осей:
Слайд 20
ВЫРОЖДЕННОСТЬ МАТРИЦ
Матрицы проецирования являются вырожденными, т.е. проецирование является
необратимой операцией
Это отражает тот очевидный факт, что любое
проецирование связано с потерей части информации об объекте, так что полное восстановление объекта по его единственной проекции невозможно
Слайд 21
АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ
При аксонометрической проекции проектирующие прямые перпендикулярны картинной
плоскости. В соответствии со взаимным расположением картинной плоскости и
координатных осей МСК различают три вида аксонометрических проекций.
Слайд 22
ВИДЫ АКСОНОМЕТРИЧЕСКИХ ПРОЕКЦИЙ
Триметрическая проекция – нормальный вектор картинной
плоскости образует с ортами координатных осей попарно различные углы.
Диметрическая
проекция – два из трех указанных углов равны.
Изометрическая проекция – все углы равны.
Слайд 23
ПОСТРОЕНИЕ АКСОНОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ
Любая аксонометрическая проекция может быть получена
комбинацией поворота до совмещения нормали к картинной плоскости с
одной из координатных осей МСК и последующего ортографического проецирования:
M=R*P
Слайд 24
ПОСТРОЕНИЕ АКСОНОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ
При повороте на угол Ψ вокруг
оси Y, повороте на угол φ вокруг оси X
и последующем проецировании вдоль оси Z матрица преобразования имеет вид:
Слайд 25
ПОСТРОЕНИЕ АКСОНОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ
Эта матрица получается в результате перемножения
трех матриц – Ry, Rx и Pz:
M = Ry
* Rx * Pz
Слайд 26
ТРИМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ
При таком проецировании единичные орты координатных осей
преобразуются следующим образом:
ex*M=(1 0 0 1)*M=(cosψ, sinφ *sin ψ,
0, 1)
ey*M=(0 1 0 1)*M=(0, cosφ, 0, 1)
ez*M=(0 0 1 1)*M=(sinψ, -sinφ *cos ψ, 0, 1)
Слайд 27
ДИМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ
Равенство углов между нормалью к картинной плоскости
и двумя координатными осями означает равенство проекций соответствующих ортов
Например,
равенство углов нормали с осями абсцисс и ординат означает, что:
cos2 ψ + sin2 φ * sin2 ψ = cos2 φ
Слайд 28
ДИМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ
Отсюда следует, что
sin2 ψ = tg2
φ
Теперь углы поворота вокруг осей ординат и абсцисс
уже не являются независимыми и задание одного из них определяет возможные значения другого угла
Так, для ψ=π/4 угол φ может иметь значения, равные ± arctg (√1/2)
Слайд 29
ДИМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ
Аналогичным образом могут быть рассмотрены две другие
диметрические проекции, соответствующие другим возможным выборам пар равных углов
Вводится
понятие стандартной диметрической проекции, при которой длины проекций единичных ортов на картинную плоскость находятся в отношении 2 : 2 : 1
Слайд 30
СТАНДАРТНАЯ ДИМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ
Тогда из условий
sin2 ψ =
tg2 φ
и
cos2 φ = 4*(sin2 ψ + sin2
φ * cos2 ψ)
получим
tg2 φ = 1/8,
что приблизительно соответствует углам
φ = ± 19,5° и ψ = ± 20,7°
Слайд 31
СТАНДАРТНАЯ ДИМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ
В случае, когда единичный вектор нормали
к картинной плоскости лежит в 1-м октанте, φ >
0 и ψ < 0 и матрица диметрического проецирования равна:
Слайд 32
ИЗОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ
В этом случае все три проекции единичных
ортов равны между собой, что приводит к равенствам:
cos2 ψ
+ sin2 φ * sin2 ψ = cos2 φ
sin2 ψ + sin2 φ * cos2 ψ = cos2 φ
Откуда следует, что
sin2 φ = 1/3, sin2 ψ = 1/2.
Слайд 33
СТАНДАРТНАЯ ИЗОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ
Соответствует выбору ψ = π/4
В
этом случае матрица проецирования принимает вид:
Слайд 34
КОСОУГОЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИИ
При косоугольном проецировании пучок проецирующих лучей не
перпендикулярен картинной плоскости. Косоугольные проекции сочетают в себе свойства
ортографических и аксонометрических проекций.
При косоугольном проектировании орта ez на плоскость XY имеем:
(0, 0, 1, 1)→(α, β, 0, 1)
Слайд 35
КОСОУГОЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИИ
Матрица соответствующего преобразования имеет вид:
Слайд 36
ВИДЫ КОСОУГОЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ
Выделяют два вида косоугольных проекций:
свободную,
кабинетную.
В случае
свободной проекции угол наклона проецирующего пучка к картинной плоскости
равен π/4 и, соответственно
α = β = cos π/4.
Слайд 37
ВИДЫ КОСОУГОЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ
Кабинетная проекция является частным случаем свободной
проекции – масштаб по оси Z вдвое меньше. Тогда
α = β = 0,5*cos π/4.
Слайд 38
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИИ
Пусть центр проецирования – точка C с
координатами (0, 0, c) на оси Z и картинная
плоскость совпадает с координатной плоскостью XY. Тогда уравнение прямой, проходящей через точку C и произвольную точку M(x0,y0,z0) будет иметь вид:
x=x0*t; y=y0*t; z=c+(z0-c)*t.
Слайд 39
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПРОЕКЦИИ
Эта прямая пересекается с картинной плоскостью в
точке с координатами
x0' = c*x0/(c-z0); y0'= c*y0/(c-z0); z0' =
0.
Полученный результат соответствует преобразованию координат точки M с помощью матрицы
Слайд 40
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ ТОЧКИ
В случае, когда центр проецирования имеет
координаты (cx, cy, cz), а картинная плоскость, по-прежнему, совпадает
с координатной плоскостью XY матрица проецирования имеет вид:
Слайд 41
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ ТОЧКИ
Аналогичным образом можно получить матрицы центрального
проецирования на ось XZ
Слайд 42
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ ТОЧКИ
и на ось YZ
Слайд 43
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ ПРЯМОЙ
Центральной проекцией прямой также является прямая.
Пусть
p(t) = p0 + Vt
При центральном проецировании точки
c координатами (x, y, z, 1) этой прямой на плоскость XY получим:
x´ = (x0-sxz0+(Vx-sxVz)t)/(1-sfz0-sfVzt),
y ´ = (x0-syz0+(Vy-syVz)t)/(1-sfz0-sfVzt), z ´ = 0