Слайд 2
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением
(определение)
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок
(Л.С.Выготский).
Слайд 3
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную
(это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить,
пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития.
Слайд 4
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная
развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия
от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Слайд 5
В структуру игры как деятельности органично входит:
Целеполагание
Планирование
Реализация цели
Анализ
результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Слайд 6
Мотивация игровой деятельности обеспечивается
Её добровольностью
Возможностями выбора
Элементами соревновательности
Удовлетворения потребности
в самоутверждении
Самореализации.
Слайд 7
Игра как метод обучения, делающая ставку на активизацию
и интенсификацию учебного процесса, используется в следующих случаях:
в качестве
самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технологии внеклассной работы
Слайд 8
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает
существенным признаком:
Четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Слайд 9
Игры по виду деятельности:
Физические (двигательные)
Интеллектуальные (умственные)
Трудовые
Социальные
Психологические.
Слайд 10
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие,
тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические,
профориентационные, психотехнические и др.
Слайд 11
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Предметные
Сюжетные
Ролевые
Деловые
Имитационные
Игры-драматизации.
Слайд 12
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет
игровая
среда:
Игры с предметами и без предметов
Настольные
Комнатные
Уличные, на местности
Компьютерные и
с ТСО
С различными средствами передвижения
Слайд 13
Классификационные параметры игровых технологий:
По уровню применения: все уровни.
По
философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные.
По концепции усвоения
опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +СДП.
По характеру содержания: все виды + проникающие.
Слайд 14
Классификационные параметры игровых технологий:
По типу управления: все виды
- от системы консультаций до программной.
По организационным формам:
все формы.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Слайд 15
Спектр целевых ориентаций:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение
ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков,
необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Слайд 16
Спектр целевых ориентаций:
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления,
умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей,
эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Слайд 17
Концептуальные основы игровых технологий:
Психологические механизмы игровой деятельности опираются
на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции,
самореализации.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Слайд 18
Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего,
имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка,
средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).
Слайд 19
Технология развивающих игр Б.П.Никитина
Игрушки, игры - одно из
самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято
называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!
Б.П.Никитин
Слайд 20
Творческие развивающие игры Никитина для детей обладают характерными
особенностями:
Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок
решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
Слайд 21
Творческие развивающие игры Никитина для детей обладают характерными
особенностями:
Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку
идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
Слайд 22
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной
форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора
или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.
Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
Игры Никитина позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
Творческие развивающие игры Никитина для детей обладают характерными особенностями:
Слайд 23
В развивающих творческих играх Никитина - удалось объединить
один из основных принципов обучения "от простого к сложному"
с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям".
Слайд 24
Развитие творческих способностей:
игры Никитина могут стимулировать развитие творческих
способностей с самого раннего возраста
задания-ступеньки игр Никитина всегда создают
условия, опережающие развитие способностей
ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи
игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества
играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Слайд 25
Игры Б.П. Никитина развивают
разные интеллектуальные качества:
Внимание
Память, особенно
зрительную
Умение находить зависимости и закономерности
Классифицировать и систематизировать материал
Способность к
комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов
Умение находить ошибки и недостатки
Пространственное представление и воображение
Способность предвидеть результаты своих действий
Сообразительность
Изобретательность
Творческий склад мышления
Слайд 26
Игра "Сложи узор"
Игра "Сложи узор" состоит из 16
одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно,
в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.
Слайд 27
Игра «Сложи квадрат»
Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной
формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию
и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. В процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части.. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Слайд 28
Игра «Уникуб»
Универсальные кубики "Уникуба" вводят малыша в
мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в
будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков.
Слайд 29
Игра «Кубики для всех»
Игра в "Кубики для всех"
учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать
и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить "объемными фигурами". Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
Слайд 30
Интеллектуальные развивающие игры
Б. П. Никитина: «Дроби»
Представление о
дроби, как части целого, может сформироваться у малыша рано.
Ведь в жизни он видит, например, половину яблока или его четверть. На равные части можно разрезать пирог или круглый торт.
Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры. А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях.